4. Нормы права, регулирующие вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
На основании Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, Правительством РФ издано Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941. Пунктом 8 данного постановления установлено, что "Пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления".
Верховный суд РФ своим Определением от 4.10.2001г. №КАС01-370 признал незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Правительства от 22.09.1993г. № 941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Т.е. до 1.12.2007 года из вышеперечисленных нормативных актов следует, что для исчисления пенсии вышеуказанным лицам учитываются оклады по должности, воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, и месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Причем пересмотр пенсий должен осуществляться при изменении любой из составляющих, учитываемых при расчете пенсий.
В частности, в мотивировочной части Определения Верховного Суда РФ от 4.10.2001г. КАС01-370 дан анализ содержания отдельных статей Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1: "Как видно из названия и содержания статьи 43, содержания статьи 49 указанного Закона, законодателем в этом Законе введено специальное понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии". В состав денежного довольствия для исчисления пенсии входят оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. По своему составу это понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого ст.ст. 12 и 13 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ, и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра. Поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь по подп. "б" ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей".
В ст. 43 вышеназванного Закона РФ указано, что для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, в денежное довольствие включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, а не денежная компенсация, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка. Поэтому ссылка на то обстоятельство, что ст. 102 Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.200 г. № 186-ФЗ, где установлено, что в 2004 году выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка осуществляется в размере 20 рублей в сутки, неправомерна, т.к. вышеназванная компенсация установлена для военнослужащих, а не для лиц, уволенных с военной службы. Денежная компенсация взамен продовольственного пайка, применяемая для расчета размера пенсии лицам, проходившим военную службу, законодательством не предусмотрена.
Законодательство не определяет конкретную сумму месячной стоимости продовольственного пайка, включаемую в расчет пенсии лицам, проходившим военную службу, т.к. сумма определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому пайку, по ценам на продовольственные товары. Отсюда изменение суточной нормы довольствия или цен на продовольственные товары влечет изменение и месячной стоимости пайка, а, следовательно, и размера пенсии.
Право рассчитывать суточную норму продовольственного пайка предоставлено Центральному продовольственному управлению Министерства обороны РФ на основании ст. 18 приказа Министра обороны РФ "Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении вооруженных сил Российской Федерации на мирное время" от 22.07.2000г. №400.
Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются пунктом 1 статьи 14 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ, согласно которому продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ, в частности, в форме выдачи продовольственного пайка и выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости.
Определение правовых оснований и круга субъектов, его получающих, осуществлено федеральным законодателем в пределах его полномочий в названном Федеральном законе, нормы которого реализуются в соответствии с иными нормативными актами, в том числе подзаконными: федеральными законами о федеральных бюджетах, Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время (утверждено Приказом МО РФ от 22.07.2000 г. N 400) и др.
В частности, порядок выбора военнослужащим одной из указанных форм продовольственного обеспечения определен в Положении о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время (Приказ МО РФ от 22.07.2000г. N 400), которым установлено следующее: военнослужащим за счет государства пайки выдаются продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация;
денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов) выплачивается военнослужащим по их просьбе в размере их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер) (пункт 18);
военнослужащие могут по их желанию получать как полный положенный им паек, так и отдельные продукты питания в пределах этого пайка. За неполученные продукты выплачивается денежная компенсация. Разрешается выдавать военнослужащим (по их желанию), имеющим право на получение продовольственного пайка за счет государства, установленные им продовольственные пайки, в том числе в счет погашения задолженности по денежной компенсации взамен продовольственных пайков за прошедший период (без его ограничения), отдельными продуктами, входящими в паек, в пределах стоимости пайка в месяце выдачи продуктов (пункт 24);
выдача продовольственных пайков или выплата взамен их денежной компенсации военнослужащим производится по установленным нормам.
За прошедшее время, за которое продовольственные пайки не были выданы или не выплачена взамен их денежная компенсация, выдача им продовольственных пайков или выплата взамен их денежной компенсации производится без ограничения срока (пункт 30).
Порядок выбора военнослужащими одной из указанных форм продовольственного обеспечения определен приказом Министра обороны РФ «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года №400» от 12.03.2005г. № 97, в п.18 Положения которого повторяются те же нормы указанного Закона.
Из приведенных документов видно, что Правительству РФ законодатель разрешил а) определять размер стоимости, выдаваемого продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и б) устанавливать размер денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска).
До 1 января 2005 г. он определялся в названном законе путем выплаты «денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска» (п.1 (абзац четвертый) ст.14 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ).
В п.1 ст.14 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ законодатель установил, что «продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:
организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ; (выдача продовольственного пайка осуществляется по нормам №1 - общевойсковой паек и №3 – морской паек (с учетом примечаний к этим нормам; приложение 7 к Положению п.17) на основании постановления Правительства РФ от 10 июля 1992 г. № 479-2;
выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
Порядок выбора военнослужащими одной из указанных форм продовольственного обеспечения определен приказом Министра обороны РФ «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года №400» от 12.03.2005 г. №97, в п.18 Положения которого повторяются те же нормы указанного Закона.
Из приведенных документов видно, что законодатель, с одной стороны, разрешил Правительству РФ а) определять размер стоимости, выдаваемого продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а с другой - б) устанавливать размер денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска), но не разрешил изменять нормы закрепленной в пенсионном законе – месячную стоимость соответствующего пайка, выдаваемого военнослужащим.
Пунктом 44 постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 22.02.2006 г. №101 в 2006 году установлена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и военнослужащим проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска), денежная компенсация взамен продовольственного пайка (питания) в соответствии с пунктом 1 ст. 14 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ в размере 20 рублей в сутки.
В соответствии с пунктом 47 постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» от 23.02.2007 г. №126 установлена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска), денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ, а также выплата сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти денежной продовольственной компенсации в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» осуществляются в размере 20 рублей в сутки.
По этой причине не были внесены изменения законодателем при принятии бюджетного закона на соответствующий год в Закон РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ.
б) Вместе с тем, как закреплено в приказе Министра обороны РФ от 22.07.2000 г. №400, «за дни, не связанные с выполнением полетов, плавания, решением командира авиационной воинской части (командующего объединением, командира соединения) по заключению начальника медицинской службы воинской части разрешается военнослужащим, гражданскому персоналу, указанным в абзацах втором, третьем и восьмом настоящего пункта, выдавать положенные им продовольственные пайки (вместо питания) продуктами на руки или взамен их выплачивать денежную компенсацию в размерах, указанных в пункте 18 настоящего Положения, а за ужины в рабочие дни - только денежную компенсацию из расчета 25% стоимости пайка (по нормам №3 (морской паек) и 4 (подводный паек) за ужины и вечерний чай - 40% стоимости пайка)» (п.22 абзац девятый), т. е. должна выплачиваться денежная компенсация от ежемесячной стоимости указанного продовольственного пайка на основании постановления Правительства РФ от 10.07.1992 г. № 479-28 в размере на сегодняшний день 400 руб. в сутки.
Офицерам, прапорщикам и мичманам инженерно - технического состава авиации, управлений и береговых баз соединений (подразделений) кораблей (подводных лодок) положенные продовольственные пайки выдаются по их желанию в виде питания через столовые воинских частей (береговых баз), или продуктами на руки, или взамен их выплачивается денежная компенсация в размерах, указанных в пункте 18 настоящего Положения (п.22), т. е. должна выплачиваться денежная компенсация от ежемесячной стоимости указанного продовольственного пайка на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.1992г. № 479-28 в размере на сегодняшний день 80 руб. в сутки.
Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданскому персоналу положенные им продовольственные пайки выдаются по их желанию продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация в размерах, указанных в пункте 18 настоящего Положения (п.22), т. е. должна выплачиваться денежная компенсация от ежемесячной стоимости указанного продовольственного пайка на основании постановления Правительства РФ от 10 июля 1992 г. №479-28 в размере на сегодняшний день 80 руб. в сутки.
Военнослужащие могут по их желанию получать как полный положенный им паек, так и отдельные продукты питания в пределах этого пайка. За неполученные продукты выплачивается денежная компенсация (п.24).
Разрешается выдавать военнослужащим и гражданскому персоналу (по их желанию), имеющим право на получение продовольственного пайка за счет государства, установленные им продовольственные пайки, в том числе в счет погашения задолженности по денежной компенсации взамен продовольственных пайков за прошедший период (без его ограничения), отдельными продуктами, входящими в паек в пределах стоимости пайка в месяце выдачи продуктов (п.24 абзац второй; Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 г. №477).
Летному составу экипажей перелетающих самолетов (вертолетов) и привлекаемым для сопровождения этих самолетов (вертолетов) военнослужащим инженерно - технического состава авиации, имеющим право на получение питания за счет государства, за время перелетов с посадками на гражданских аэродромах, аэродромах авиационных заводов и других аэродромах, а также при приеме (сдаче) самолетов от предприятий авиационной промышленности, когда нет возможности получать питание по аттестатам на продовольствие или талонам и эти лица питались за счет своих денежных средств, в воинской части по месту их постоянной военной службы возмещаются стоимость пайка, установленная для летного и соответственно инженерно - технического состава авиации, исчисленная в размерах, указанных в пункте 18 настоящего Положения, и расходы по приготовлению пищи в размере 20% стоимости положенного пайка (п.27) (по нормам №3 (морской паек) и 4 (подводный паек) за ужины и вечерний чай - 40% стоимости пайка)» (п.22 абзац девятый), т. е. должна выплачиваться денежная компенсация от ежемесячной стоимости указанного продовольственного пайка на основании постановления Правительства РФ от 10.07.1992 г. №479-28 в размере на сегодняшний день 400 руб. в сутки.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также гражданский персонал, имеющий право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства постоянно (круглый год), за время пребывания в отпуске могут получать положенные им продовольственные пайки продуктами на руки или взамен их денежную компенсацию, а те из них, которые имеют право на бесплатное питание, - состоять на котловом довольствии (п.28 абзац третий).
Военнослужащим, проходящим военную службу в войсках за границей, денежная компенсация взамен продовольственного пайка выплачивается в рублях (п.29).
Выдача продовольственных пайков или выплата взамен их денежной компенсации производится по установленным нормам (п.30. Приложение к приказу МО РФ от 22.07.2000г. №400).
За прошедшее время, за которое продовольственные пайки не были выданы или не выплачена взамен их денежная компенсация, выдача им продовольственных пайков или выплата взамен их денежной компенсации производится без ограничения срока (п.30 абзац второй).
Подтверждением является еще и то, что установленная компенсация в размере 20 рублей в сутки никак не согласуется с денежной компенсацией взамен продовольственного пайка, установленной названным приказом: «Денежная компенсация взамен продовольственного пайка за отдельные приемы пищи при трехразовом питании выплачивается из расчета: за завтрак - 30%, за обед - 45% и за ужин - 25% стоимости положенного пайка (п.32 Положения).
Контингенты и учреждения, поименованные в Перечне (приложение №10 к настоящему Положению к Приказу МО РФ 22.07.2000г. № 400), обеспечиваются продовольствием за плату по нормам и в порядке, указанным в примечаниях к этому Перечню (п.36 Положения).
Согласно п.4 примечания 1 Перечня контингента и организаций, имеющих право на получение за плату продовольствия из объема закупок, произведенных Министерством обороны РФ, и порядок его выдачи (приложение №10 к Положению (п.36 Приказа МО РФ №400) осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 10.07.1992 г. №479-28 и оплата продовольствия производится по учетным ценам.
До 1 января 2005 г. он определялся в Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ путем выплаты «денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска» (п.1 абзац четвертый ст.14).
Таким, образом, установленная бюджетным законодательством, а также постановлением Правительства РФ компенсация за продовольственный паек, выдаваемая военнослужащим, установлена только за время их нахождения в местах использования отпуска.
Суть состоит в том, что к военнослужащим, как установлено законом, относятся военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, – офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты и т. д., и военнослужащие, проходящим военную службу по призыву, – офицеры, сержанты, солдаты и т. д. и в соответствии со ст.43 и 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 заявитель имеет право на выплату пенсии с учетом месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ее индексации.
Однако в период с 2000 г. по 1.12.2007 года инстанции, бездействие которых обжалуется, незаконно исчисляли при расчете размера пенсии военным пенсионерам денежную составляющую (компенсацию) взамен продовольственного общевойскового пайка, в том числе, в размере 20 рублей в сутки (норма №1), нормы которого утверждены приказом Министра обороны РФ от 22.07.2000 г. №400 - с 2000 года, опираясь на соответствующие положения федеральных бюджетов 2000-2004 г.г.
Такое бездействие ограничивают конституционные права и свободы заявителя согласно статьям 2, 7, 39, п.2 ст. 45, п.1 и 2 ст. 52, ст. 53, п. 2 ст. 55 Конституции РФ.
В соответствии с п. 11 Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку, по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.
С 1 января 2000 г. по настоящее время в нарушение указанных Законов РФ и Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941, в денежное довольствие военнослужащих для исчисления пенсий включается не стоимость продовольственного пайка, а сумма денежной компенсации военнослужащим за продовольственный паек, незаконно установленная соответствующими федеральными законами о федеральном бюджете.
При этом право граждан, которым установлена пенсия за выслугу лет, на индексацию размера их пенсии c учетом увеличения стоимости продовольственного пайка подтверждено, в частности, решениями высших судебных органов:
Определение Конституционного Суда РФ "По запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Степанова Рудольфа Александровича и Тюльпина Валентина Евгеньевича на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статей 97 и 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему" от 14 декабря 2004 г. N 429-О;
Определение Верховного Суда РФ от 4.10.2001 г. № КАС01-370 (признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9 и подп. "б" п. 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка).
Следует заметить, что до момента фиксации стоимости продовольственного пайка в сумме 20 руб. в день, никаких проблем по выплате пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по линии Министерства обороны РФ не было, пока федеральный законодатель не зафиксировал данную сумму в бюджетных законах в период с 1999 по 2007 год.
Нормативно-правовые предписания по исчислению и учету месячной стоимости продовольственного пайка, закрепляющие право военнослужащих на исчисление пенсий, исходя из денежного довольствия с учетом месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, а также на увеличение их размеров при повышении стоимости продовольственного пайка, по своему смыслу предполагают обязанность органов государственной власти обеспечить надлежащие условия для реализации этого права, в том числе определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте.
Заявитель считает, что с момента опубликования Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, с момента опубликования Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941, и момента опубликования приказа Министра обороны РФ от 22.07.2000г. № 400 "Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время", (текст приказа - без приложений к Положению № 29, № 30, № 33 и приложений к Инструкции № 1, № 2, № 3, № 4), ответчики нарушают права граждан, уволенных с военной службы при ненадлежащем выполнении государством взятых на себя обязательств, в части реализации конституционного права на пересмотр пенсии по социальному обеспечению по возрасту, при произвольном толкования и применения словосочетаний и понятий "месячная стоимость продовольственного пайка" и "денежная компенсация взамен продовольственного пайка", которое должно осуществляться при повышении стоимости жизни.
Произвольное толкование вышеназванных словосочетаний и понятий в настоящее время допускается, при нарушении государством урегулированных подзаконным нормативным правовым актом, таким как приказ Министра обороны РФ от 22.07.2000г. №400 норм, положений в той части, в которой лицам, уволенным с военной службы, при прямом указании в этих нормах точного наименования документа, на основании которого выплачивается денежная компенсация взамен продовольственного пайка и которыми воспроизводится запрет на эту выплату, не включается в денежное довольствие для исчисления пенсии месячная стоимость продовольственного пайка.
Пункт 1 приказа Министра обороны РФ от 22.07.2000г. №400, устанавливает, что Положение разработано в соответствии с действующим законодательством и является основным документом, определяющим задачи, организацию и порядок продовольственного обеспечения Вооруженных сил РФ на мирное время.
Пунктом 2 Приказа установлено, что основной задачей продовольственной службы в Вооруженных Силах РФ является обеспечение органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ продовольствием, организация питания военнослужащих по установленным нормам, а также планирование денежных средств на оплату продовольствия, на выплату денежной компенсации взамен продовольственных пайков и на другие расходы по продовольственному обеспечению Вооруженных Сил РФ.
Ранее было выяснено, что Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1, устанавливает порядок, в соответствии с которым, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. Более того, по поводу статей 43, 49 Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1 Конституционным Судом РФ дано очень четкое толкование, гласящее: «оспариваемые положения бюджетного законодательства, относящиеся в системе действовавшего до 1 января 2005 года нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ в его решениях, - не предполагали изменение (приостановление) порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного специальным законом (статьи 43 и 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).
Установленное пунктом 11 Приказа нормативное положение определяет, что военнослужащие по прибытии в воинскую часть зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение служат аттестат на продовольствие военнослужащего.
Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и по нормам какого пайка удовлетворен военнослужащий денежной компенсацией взамен пайка. Аттестат дает право военнослужащему на получение денежной компенсации взамен продовольственного пайка.
При этом пунктом 12 Приказа определено, что при увольнении (исключении из списков личного состава воинской части) военнослужащие и другие контингенты, имеющие право на получение продовольственного пайка за счет государства, обеспечиваются продовольственным пайком или денежной компенсацией по день исключения их из списков личного состава воинской части.
Пунктом 13 Приказа установлено, что военнослужащим, увольняемым в запас, аттестат на продовольствие не выдается.
Пунктом 18 Приказа определено, что военнослужащим и другим контингентам за счет государства пайки выдаются в виде питания, продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация. Денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков в размере их стоимости выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и другим контингентам, имеющим право на получение продовольствия за счет государства, по их просьбе, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска. Выплата денежной компенсации за прошедшие месяцы производится в размере стоимости пайков, установленной на день выплаты. Исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным управлением Министерства обороны ежемесячно по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны.
При этом в приказе Министра обороны РФ от 22.07.2000г. №400 отсутствуют положения, которые устанавливают, что исчисление Центральным продовольственным управлением Министерства обороны ежемесячной денежной компенсации осуществляется исключительно только для планирования бюджетной заявки или для иных случаев.
Пунктом 19 Приказа определено, что правом на получение соответствующих продовольственных пайков за счет государства пользуются военнослужащие и другие контингенты, поименованные в примечаниях к нормам продовольственных пайков.
Пунктом 21 Приказа установлено, что граждане, пребывающие в запасе, обеспечиваются продовольствием по нормам и в порядке, указанным в примечаниях к нормам продовольственных пайков.
Пунктом 36 Приказа определено, что контингенты, поименованные в Перечне (приложение №10 к Положению), обеспечиваются продовольствием за плату по нормам и в порядке, указанным в примечаниях к этому Перечню.
В примечаниях к Приложению №1 к Положению указано, что граждане, пребывающие в запасе, по норме №1 общевойскового пайка, за счет государства, обеспечиваются в период прохождения (стажировки), а также в пути следования на сборы (стажировку) и обратно.
В Приложении №10 к Положению перечислен контингент, имеющий право на получение за плату продовольствия из объема закупок, произведенных Министерством обороны, и установлен порядок его выдачи.
При этом офицеры, пребывающие в запасе, имеют право на получение за плату продовольствия - при привлечении на командирские занятия с полным или частичным отрывом от производства, при этом, они при получении продовольственных пайков за плату на руки могут по желанию получать как полный положенный им паек, так и отдельные продукты питания в пределах этого пайка. Оплата продовольствия производится по учетным ценам.
Заявителю известно то, что в каждой воинской части, либо ином органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, ведутся документы, которые во исполнение абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ и пунктов 11, 12, 13 и 18 приказа Министра обороны РФ от 22.07.2000г. №400 являются документами строгой отчетности и ведутся специалистами продовольственной службы, и которые являются документальным основанием для выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка.
Такими документами являются приказ командира воинской части, аттестат военнослужащего на продовольствие (форма 21), книжки бланков аттестатов, чековое требование (форма 6) и книга учета движения питающихся (форма 42).
При этом учет денежной компенсации взамен продовольственного пайка ведется в книге учета движения питающихся, в графе 3, куда записывается норма пайка, взамен которой она выдается, далее в графу 6 ставится количество суток, на сколько выдается денежная компенсация, далее в графы 7 и 8 записывается срок обеспечения, который складывается из данных графы 6 "на сколько суток удовлетворен" продовольственно - путевыми деньгами и графы 6 - денежной компенсацией с нарастающим итогом.
При этом офицерам и прапорщикам выдается денежная компенсация, включающая сумму количество суток отпуска и дороги или срока командировки.
К срокам обеспечения продовольствием в натуре прибавляется период отпуска или командировки и об этом делается запись в графах 7 и 8.
Аттестат на продовольствие выдается военнослужащим под роспись в корешке аттестата после этого талон аттестата подшивается в дело и служит основанием для записей в книге учета движения питающихся.
Таким образом подзаконный нормативный правовой акт не воспроизводит норму, в соответствии с которой, предусмотренные в установленном случае право на получение денежной компенсации взамен продовольственного пайка распространяется на граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В начале жалобы было указано, что Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, устанавливает порядок, в соответствии с которым, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Пунктом 8 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления.
Пунктом 9 Постановления определено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Пунктом 11 Постановления определено, что месячную стоимость продовольственного пайка, учитываемую при исчислении пенсий военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определять исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку и по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии.
Исследовав нормы федерального законодательства, ведомственный нормативный правовой акт Министерства обороны РФ, действующих во времени, заявитель усматривает ненадлежащее выполнение государством своих обязательств по социальному обеспечению и установления гарантий на это обеспечение, без усмотрения в действиях государства отказа выполнить взятые на себя обязательства по пересмотру пенсии при повышении стоимости жизни.