Новости

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новости » НАШ ГОРОД » ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ КЕНИГСБЕРГА


ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ КЕНИГСБЕРГА

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Geheim!
Секретно
Vorschag
fur den Um-und Aesbau der Stadt Königsberg
Предложение
о перестройке и развитии города Кёнигсберга
21 19 65 07
TYROS
перевод Сахаровой Т.В.
18 июля 1994 года

Тот, кто составляет план градостроительной перестройки и улучшения формы города Кёнигсберга, должен осознавать (чувствовать за собой) обязывающее наследие, которое составляет большое историческое прошлое Восточной Пруссии и её столицы Кёнигсберга, а также должен осмысливать и при известных условиях (смотря по обстоятельствам) понимать, где развитие шло по неверному пути.
Город возник как следствие сильной целеустремлённой политической воли. Носителями политического действия были лучшие колонизаторские силы немецкого народа всех краёв (земель). Организаторами этой политической воли были рыцари Ордена, руководимые их гохмейстерами (Hochmeistern). Три старых города, их которых позднее образовался город Кёнигсберг, в градостроительном плане являются выражением для того времени, достаточно эффективно вымеренной воли к порядку. Замок по своему расположению и своей возвышающейся величине есть символ силы и величия политической власти. Хотя позднее сила порядка уменьшилась, градообразование до середины 18 столетия может считаться упорядоченным.
В 19 столетии город пережил как единственный на немецком востоке в некотором отношении роковые преобразования в большой город (Gross stadt), как сделали в Средней и Западной Германии многие городские общины (общественность городов). Особенно роковым было то, что эти преобразования должны были происходить внутри пояса укреплений, выстроенного в 1840-1910 годах. Город, разорвав наконец-то пояс укреплений, был готов вылиться через край. Что сохраняется и сейчас, так как в возникших за пределами пояса укреплений новых жилых кварталах прирост населения не поднялся до уровня 1910 года. О росте населения справку дают следующие цифры:
Количество населения:
в первом закрытом крепостном валу в 1700 г. – 40600 жителей
в 1840 г. – 70600 жителей
во втором крепостном валу в 1870 г. – 110000 жителей
в 1900 г. – 187700 жителей
после отхода от крепостного вала на 20.08.1910 г. – 244000 жителей
в 1936 г. – 332650 жителей
Плотность населения:
город крепость внутри крепостного вала в 1700 г. – 78 жителей /га
в 1890 г. – 282 жителя/га
в 1900 г. – 333 жителя/га
в 1925 г. – до 420 жителей/га
Все это, включая улицы и свободные пощади в отдельных частях города (Haberberg, Sackheim, Neue Sorge). Большое число общественных зданий, постройки правительственного управления (Landesregierung), университетские институты и клиники, здания университета, земельного управления (Landeshaus) наряду со многими другими, которые Кёнигсберг, как главный город провинции (Provinzhauptstadt), должен был иметь, возникают в 1850-1900 гг. на дорогой земле перенаселённого внутреннего города. После нескольких десятилетий они начинают страдать от нехватки помещений (Raumnot).
Сеть улиц по плотности и ширине осталась прежней после прироста населения в пять раз для приёма внутригородского личного и грузового транспорта. В 1895 году существовало 5 линий конки, в 1897 году конка и трамвай (электрический) перевезли 7 миллионов пассажиров, это 40 поездок на каждого жителя на внутригородских улицах, а в 1935 году уже 128 поездок на каждого жителя на тех же внутригородских улицах, и это без растущего ежегодно автомобильного транспорта. Ширина проезжей части важнейшей магистрали внутреннего города (пролегавшей с севера на юг) Штайндамм (Steindamm) составляла 8,8 метра, ширина прегельских мостов (Pregelbrucken) в том же направлении 7,5 метров для всех транспортных средств, включая двухколейные пути трамвая. Отрасли промышленности развиваются рядом со старыми укреплениями центра и находящимися здесь же пивоварнями и мельницами.
Вагонная фабрика (Waggonfabrik Steinfurth) – 1830
Литейный завод (Uniongiezerei) – 1828
Целлюлозобумажные фабрики (Zellstoffabriken) – 1894
Прокладываются железнодорожные линии и создаётся более густая сеть путей (Verflechtung mit dem Vor – und Hinterland):
Berlin – Königsberg im Iahre 1847 – 57
Königsberg – Insterburg im Iahre 1858 – 60
Königsberg – Pillau im Iahre 1863 – 65
Königsberg – Prostken im Iahre 1863 – 71
Развитие градостроительства, которое охарактеризовано в представленных данных, происходило на слишком небольшом пространстве. Кроме того, оно протекало не привлекая к себе более сильной воли к порядку, которая должна была бы быть особенно сильна при той тесноте имеющегося пространства.
Вальные (крепостные) укрепления, требовавшие в 1843-1870 гг. ежегодных затрат в сумме 250-300 000 талеров и в 1870 году дополнительно суммы в размере 8 миллионов марок, сносятся по договору о снесении крепостных укреплений от 20.08.1910 (Entfestigungsvertrag von 20.8.1910 beseitigt). После чего возникают новые городские кварталы, являющиеся по своей градостроительной форме выдающимися, причём ландшафт с их водными протоками и оврагами образцово охраняется. Эти новые жилые районы идут на пользу лишь только зажиточной части населения, в то время как менее обеспеченные слои населения и поныне квартируются во внутреннем городе в недостойных условиях. После окончания мировой войны люди, способные к предпринимательству и не желающие это положение терпеть и далее, надеются только на себя. Так возникают на окраинах города поселения из производительно слабых слоёв населения. Эти поселенцы должны были себя чувствовать по праву приёмными детьми общественной жизни, так как эти жилые районы не были обеспечены обычным образом проведением улиц и коммуникаций, а также не было достаточной транспортной сети, соединяющей их с другими жилыми кварталами. Ещё и сейчас нет работоспособной сети улиц для внешних районов. Внутри пояса укреплений сеть улиц состояла из радиальных и окружных улиц для соединения города-крепости с лежащими вне города предприятиями и фортами. Этого сегодня недостаточно для транспортных потребностей центра города и его пригородов.
После того, как в 1901 году был построен Кёнигсбергский морской канал (Königsberger Seekanal) на Пиллау (Pillau), глубина которого составляла 6,5 метров, с 1915 по 1924 годы были выстроены новые портовые сооружения в Контине (Kontienen) по смете расходов на сумму 24 миллиона марок. Объединение и упорядочение железных дорог ведёт к строительству главного железнодорожного вокзала (Hauptbahnhof) в 1915-1927 гг. Аэропорт Девау (Devau) Люфтганзы возникает в 1921-1924 гг. В 1930 году строится немецкая восточная ярмарка (Deutsche Ostmesse) совсем близко к старому городу и по состоянию на сегодняшний день её пространство совершенно нельзя увеличить. Эти строительные достижения были технически значительными, но либеральному поколению 19 века и начинающегося 20 века не хватает градообразующей и пронизывающей силы. Огромное архитектурное сооружение старого орденского замка (Ordenschloss), единственное в своём роде, удивительным образом сохранилось. В последующих столетиях не смогли создать ничего ему равноценного по его символической силе. Некоторые достойные внимания начинания градостроительства в районе северного вокзала (Nordbahnhof) остались в начальной стадии. Показательной является и тема площадей зелёных насаждений, которая в последние десятилетия планомерно расширяется.
План нового градостроительства и перестройки Кёнигсберга (der Plan fur die stadtebauliche Neu – und Umgestaltung Königsbergs) содержит три существенные главные задачи, которые должны быть приняты к сведению одновременно, хотя сроки выполнения их различны.
1. Создание новых здоровых квартир.
Создание (строительство) квартир в такой огромной степени необходимо, что может быть сформирована согласно планам новая городская структура.
2. Строительство политического символа.
Как в средневековом городе замок являлся господствующим выражением вышестоящей объединённой общественной воли, также и город Кёнигсберг должен получить архитектурное сооружение как центральный пункт города.
3. Постройка сети транспортных дорог с учётом ожидаемой автомобилизации (моторизации).
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – задача по устранению сложившегося чрезвычайно трудного положения и вследствие чего – наисрочнейшая. По меньшей мере, в течение 5 лет должны быть построены в новом жилом районе не менее 20 000 квартир. Речь здесь идёт не только о строительстве жилья в обычном смысле, а о единой колонизаторской задаче (eine kolonisatorische Aufgabe) так, как подобно средневековому городу должны быть созданы целые новые части города. При этом уже имеющиеся городские массивы в будущем разделить на обозримые отдельные районы. Новые и старые городские кварталы должны иметь общественные сооружения (учреждения), в которых будет формироваться национал-социалистическое общество. Следует построить квартиры, их доля будет невелика, по жилищной и транспортнополитическим причинам (wohnungs – und verkehrspolitischen Grunden) в санируемых (очищенных) частях старого города после снесения разрушающихся старых зданий. Здесь будут строиться в основном многоэтажные и отдельные дома со сдачей квартир в наём. От этих многоэтажных, утопающих в зелени, санированных жилых кварталов, распространится вширь по-новому созданная и оформленная городская структура на рассредоточенные жилые районы для населения с различным уровнем доходов, где наряду со сдающимися в наём квартирами в многоэтажных и отдельных домах находятся преимущественно особняки. Не приведённые ещё в порядок окраины следует градостроительно оформить. В новых городских районах, а именно на севере в районе Замиттен (Samitten) и на западе в Метгетен (Metgethen) и Гросс Фридрихсберг (Gr.Friedrichsberg) предусмотрено построить большинство новых квартир (12 000). Цель – открыть путь как можно большему количеству товарищей (Volksgenossen) к собственности на землю, при этом следует избегать возрождения так называемых посёлков на городских окраинах в облагороженной форме. Это не должна быть безбрежная большая городская деревня (Grossdorf), здесь необходимо в большей степени градостроительное выражение городской культуры настоящего времени, без ущерба для решения задачи пространственного и народного упорядочения (Raum – und Volksordung), задействования маленького города (Kleinstadt) и равнинных земель; и город сохранит единственный стиль города немецкого восточного пространства (die einzige Gross stadt des deutschen Ostraumes), своё особое значение опорного пункта, стоящего на переднем рубеже Германии. Духовная энергия, сконцентрированная в большом городе создаёт огромное силовое поле и делает способным маленький город и равнинные земли к сопротивлению и обороне, так и на оборот – большой город черпает свои силы и равнинных земель.
Финансирование большой жилищной программы будет осуществляться обычным способом получения денег от частного рынка денег (privaten Geldmarkt) (Reichsdarlehn). Конечно, возникнут значительные дополнительные затраты из-за градостроительного раскрытия (смыкания в узком и широком смысле): обеспечение водой, энергией, канализацией, транспортного обслуживания, строительства школ, общественных зданий, детских домов, спортивных площадок и т.д. Эти дополнительные затраты следует внести в смету как 3 500 рейхсмарок на единицу жилья. Поэтому в течение 5 лет ежегодно на градостроительные особые платежи должна быть собрана сумма в размере около 15 миллионов рехсмарок.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА, в известной мере, касается Кёнигсберга напрямую в создании предпосылок для градостроительного образования нового центра города, который бы явил собой, подобно старому замку в первых городских кварталах, отражение современно политической воли. Вблизи Северного вокзала, который уже сейчас имеет скромные зачатки закладываемого нового центра, возникнет новый центр управления (Verwaltungforum). Он будет состоять из учреждений, которые необходимы новой столице для обеспечения всей народной и политической жизни населения края. Кроме зданий управления государственных учреждений (Reichsbehorden), партии и её отделений, рабочего фронта (Arbeitsfront) и армии (Wehrmacht) предусмотрено строительство дворца (Landeshalle), вмещающего в себя 20 000 человек. Улица 2-х километровой длины для праздничных шествий, которая пройдёт по набережной прудов из орденских времён через ландшафтно красивую часть верхнего города, соединит дворец края (Gauhalle) и праздничную площадь со стадионом (Gausportfeld). Так возникнет единственное в своём роде в ландшафтно отличном месте состоящее из трёх частей сооружение, которое будет служить основой для всех политических праздников и представлений различного рода и различного масштаба. Сооружение будет вплетено составной частью в имеющую значение северо-южную ось, которая протянется от новой восточной ярмарки в район главного железнодорожного вокзала (Hauptbahnhof) и входа в автодепо (Autobahnzubringers) на юге до новых северных городских частей в районе Цогерсхоф (Zogershof). Северная часть этой оси – идущая с севера в город Замландская автомобильная дорога (Samlandautobahn), которая соединяется с окружной дорогой. Вдоль этой оси, идущей с севера на юг, предусмотрено строительство различных административных зданий: государственной дирекции дорог (Reichsbahndirektion) , ратуши (Rathaus), верховного краевого суда (Oberlandwsgericht), генеральной комендатуры (Generalkommando), промышленной и торговой палат (Industrie-und Handelskammer), и др. Здесь имеется также возможность для строительства новых образцовых магазинов и мест для развлечений и отдыха. Дорога послужит для оздоровления старого торгового центра. Новый центр города будет находиться в будущем в середине более короткой улицы (оси), пролегающей с востока на запад от зоопарка (Tiergarten) через площадь Эриха Коха (Erich-Koch.Platz) до спортивных сооружений (Gausportgelanse) в районе Каролиненхоф (Karolinenhof).
Смета затрат, составленная исключительно на многочисленные сносы и расчистки, а также на строительство улиц и площадей.
Затраты составляют:
1. Здание краевого управления (Gauforum) и улица для шествий (Aufmarschstrasse) – 26 000 000 RM
2. Обустройство места и улицы возле краевого управления (Platzbefestigung und Strassenbau) – 1 700 000 RM
3. Замета, т.е. строительство 7 школ, подлежащих сносу в районе строительства краевого управления и по северо-южной трассе (Nord-Suddurchbruch abzubrechenden Schulbauten u.a.) – 6 500 000 RM
4. Улица для праздничных и военных шествий между краевым управлением и краевым (центральным) стадионом около 80 метров шириной и 2-х километровой длины – 3 970 000 RM
5. Улица, соединяющая Эрих-Кох-Платц и центральное управление – 600 000 RM
6. Сносы (расчистки) для улицы (Verbindungsstrasse), которая соединит центральное управление с восточной ярмаркой (северо-южный пролом шириной 55-60 метров и 2,8 километра длиной, включая огибание Кнайпхофа (Umfahrung des Kneiphofs) – 32 000 000 RM
7. Строительство 4-х новых прегельских мостов (4 neue Pregelklappbruken) для этой соединяющей улицы – 14 000 000 RM
8. Северная часть северо-южной трассы от центрального управления на Надрауэр Вег (von Gauforum bis Nadrauer Weg) – 3 000 000 RM
9. Улица – соединение (Aufschliezungsstrasse) у спортивных сооружений между Кранцер Аллее и Герман Геринг штрассе (Kranzer Allee und Hermann-Gorind-Strasse) – 400 000 RM
Итого (insgesamt): 88 470 000 RM.
Выше названная итоговая сумма будет выдана по частям; как накладные расходы, строительным организациям (Bauherrn), которые будут строить названные объекты предположительно в течение 10 лет. Для практического выполнения этой задачи, прежде всего, необходимо, чтобы были своевременно созданы, и для Кёнигсберга, градостроительные и административные правовые основы, как это было сделано для перестройки известных больших городов.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА – строительство работоспособной сети дорог: окружной, въездных и вспомогательных (Einfall-, Umgehungs-und Zubringenstrassennetzes), включая строительство для незадействованного транспорта стоянок (Parkplatzanlagen), которая необходима городу для ввода и обвода дальних направлений (das die Stadt zur Einfuhrung und Umleitung der Fernstrassen), для присоединения своих транспортных сооружений (Verkehrsanlagen), а также жилых и промышленных районов (Wohnund Geschaftsgebiete braucht). Из-за тесноты внутри пояса укреплений эта сеть транспортных улиц не может быть построена органично и последовательно в спокойном и постепенном рабочем ритме. Введение этой сети в строй сегодня безотлагательно, так как в ближайшие годы возникнут значительные строительные расходы. Ориентировочная смета затрат содержит следующие цифры:
Планируемые расходы
(приблизительно):
Улицы внутреннего города:
Восточно-западный пролом Лаак-Закхайм между Орденринг и Литауэр Вал (Ost-Westdurchbruch Laak-Sackheim zwisvhen Ordensring und Litauer Wall) сносы –
строительство улиц - 35 000 000 RM

3 850 000 RM
Объездной участок, включая железнодорожный мост, 1 прегельский мост, между Орденсринг и Рейхсштрассе (Umfahrungsstrecke Reichsbahnbrucke einschl. 1 Pregelbrucke zwischen Ordensring und Reichsstrasse) 2 600 000 RM
Северо-южная улица между Росгартен маркт и Вихмаркт, включая 1 прегельский мост (Nord-Sudstrasse Rosgarter Markt-Viehmarkt einschliesslich 1 Pregelbrucke) 2 950 000 RM
Окружные (кольцевые) дороги:
Восточный объезд стадиона Фридландер Тор (Friedlander Tor), включая 2 прегельских моста 6 400 000 RM
Надрауэр Вег – Гинденбургштрасе (Nadrauer Weg – Hindenburgsthasse) между Кранцер Аллее и Хуфеналлее (Kranzer Allee und Hufenallee) 3 150 000 RM
Каноненвег (Kanonenweg) между кранцер Аллее и Тапиауэр Шаузее (Kranuer Allee und Tapiauer Chaussee) 2 600 000 RM
Окружная дорога от выезда на Пиллау (Pillauer Ausfallatrasse) до выезда на Берлин (Berliner Chaussee), без прегельских мостов. Общие затраты при ширине 20 метров и ширине проезжей части 12 метров 17 460 000 RM
Вспомогательные дороги:
Вспомогательная дорога (Zubringerstrassen) к дороге Эльбинг-Кёнигсберг (Reichsautobahn Elbing-Königsberg) от Позенер штрассе (Posener Strasse) до окружной дороги (Ringstrasse) 4 740 000 RM
Предварительная смета 78 750 000 RM
Выездные дороги:
Предварительная смета 78 750 000 RM
Neue Fernstrasse nach Hafen Peuse-Pillau von Ordensring bis Ringstrasse 7 880 000 RM
General-Litzmann-Strasse von Nordbahnhof bis Ringstrasse 2 370 000 RM
Cranzer Allee von Rossgarter Tor bis Ringsstrasse 2 240 000 RM
Hermann-Goring-Strasse von Königstor bis Ringsstrasse 3 900 000 RM
Zufahrtstrasse Flughafen rd. 1 kilometer Lange 560 000 RM
Tapiauer Chaussee von Sackheimer Tor bis Ringstrasse 2 140 000 RM
Neuendorfer Chaussee von Schonflieser Allee bis Rihgstrasse 2 530 000 RM
Schonflieser Allee von Fridlander Tor bis Ringstrasse 3 420 000 RM
Aweider Allee von Friedlander Tor bis Ringstrasse 2 350 000 RM
Berliner Strasse von Brandenburger Tor bis Ringstrasse 4 640 000 RM
Hammerweg
Juditter Allee Hufenallee zur Rigstr. und Erich-Koch-Platz 5 400 000 RM
Расчистка (обустройство) берегов Прегеля (Freilegung der Pregelufer):
a) Pregelufer (набережная) zwischen Kottel-und Kaiserbrucke 880 000 RM
b) Fussweg Kneiphof (Dom, alte Univeritat) 20 000 RM
c) Pregelufer Sackeim 2 850 000 RM
d) Pregelufer zwiscjen Hohe Brucke und Korinthendamm 525 000 RM
e) Pregelufer zwischen Hohe Brucke und Kaiserbrucke 540 000 RM
f) Pregelufer zwischen Kaiserbrucke-Lindengraben 370 000 RM
Общие затраты отстройки улиц по городу (Gesamtkosten des Strassenausbaus zu Lasten der Stadt) 121 365 000 RM
Улицы внутреннего города сейчас так сильно загружены электрическими трамваями, что ля остального транспорта почти нет места. В будущем автобус и фольксваген возьмут на себя значительную часть перевозок. План движения, для остающихся необходимыми во время перестройки города трамвайных путей и скоростных линий (Schellbahnlinien), а также ставшими необходимыми автобуса и троллейбуса, составлен.
Так как надо рассчитывать на ожидаемый прирост моторизованного транспорта в ближайшие годы, а транспортные отношения внутреннего города (центра) уже сегодня стали невыносимыми, то задача построения работоспособных артерий для транспорта должна быть решена в соответствующие сроки. Для осуществления намеченной программы потребуется примерно 20 лет, так что ежегодно из бюджета города и городских предприятий специально на эти цели следует выделять почти 6 000 000 RM.
Кроме решения выше названных трёх основных задач городу Кёнигсбергу предстоит, как любому другому большому городу, осуществить строительство ряда больших сооружений. Спланирована и соответственно этому плану строится восточная ярмарка, в строительстве которой город существенно участвует, далее – строительство спортивных сооружений в районе Каролиненхоф, где город опять же часть расходов взял на себя, наконец, плавательный бассейн (Hallenscjwimmbad), ремесленное училище (gewerbliche Berufschule), одно дезинфекционное предприятие (eine Desinfektionsanstalt), многочисленные станции пожарной охраны (Feuerwachen) и общежитий гитлер югенда (HJ.-Heime). Необходимым в будущем будет строительство одной новой ратуши (eine Neubau des Rathauses), одного нового большого рынка (Neubau einer Grossmmarktanlage), одной оперы (eines Opernhauses), одного дворца искусств (einer Kunsthalle).
После принципиального одобрения этого, отображённого только в общих чертах, плана будет составлен конкретный план строительства и финансирования. Платы градостроительного развития и перестройки города Кёнигсберга огромны. Но они в действительности не так уж далеки от успешного исполнения (Leistungen), достигнутого ранее в великом прошлом города и края, а особенно в последние десятилетия в области осуществления градостроительных и строительных целей (stadtebauliche und bauliche Zwecke) всякого рода рейхом (Reich), государством (Staat), городом (Stadt), провинцией (Provinz) и другими основными краевыми организациями (und anderen Korperschaften im Stadtgebiet tatsachlich vollbracht sind). В то время как строительство частично прошло без градостроительного организационного плана и организующей силы, будущее развитие строительства будет ограждено от неорганизованной градостроительно идеи (Wahrend aber eine teilweise ohne stadtebaulichen Ordnungsplan und Ordnungsgewalt ausgegeben wurden, soll die kunftige Entwicklung von einer ubergeordneten stadttebaulichen Jdee gelenkt werden). За это, в отличие от прошедших столетий, что это произойдёт, ручается (отвечает) руководство страны и Восточно-Прусской провинции.

Кёнигсберг (в Пруссии), 16 июня 1938 года
Königsberg (Pr.), den 16. Juni 1938.

Обербургомистр Хельмут Вилль
Der Oberburgermeister Helmudt Will

0

2

Армагеддон по - калининградски.

Размышляя о судьбе нашей земли, я пришёл к выводу, что уничтожение культуры Восточной Пруссии явилось одной из величайших трагедий 20-века. Здесь в течение столетий сформировалась целая цивилизация, весьма самобытное и живое сообщество с признаками как западноевропейской, так и восточноевропейской культур. Эта земля подарила миру интереснейшую историю, вскормила немало выдающихся людей, среди которых наиболее значимым является Иммануил Кант. Учение этого выдающегося мыслителя не могло не сформироваться без влияния на его личность духовной атмосферы Кенигсберга. Иными словами появление Канта именно в Восточной Пруссии свидетельствует об очень высоком уровне культуры населения этого края. В 20 веке его народ был изгнан, а всё созданное им практически уничтожено. Если исходить из того, что в мире существует высшая справедливость и всё мироздание держится на незыблемых законах (согласно учению Канта), то можно предположить, что жертва была всё же не напрасна. В произошедшей катастрофе залог будущего небывалого нового духовного взлёта этой земли. Но этот взлёт возможен не в отрыве её нынешнего населения от остальных европейских народов, а в слиянии с ними. Сила и слава Восточной Пруссии зиждилась именно на том, что она оценивала людей не по национальному признаку, а по тому, как они умеют трудиться. На нас ныне живущих здесь возложена и другая миссия, а именно, показать нашим соотечественникам, живущим в других частях России, путь выхода из тупика, в которую его загнали коррупция и самообман. Есть однако силы, которые интуитивно сознают, что этот взлёт ставит под угрозу само их существование . Поэтому подсознательно они будут всячески препятствовать истинному расцвету этой земли. На мой взгляд ставленниками этих деструктивных сил является в частности нынешнее руководство области. Одним из сильнейших ударов, нанесённых этой земле в последнее время, является уничтожение уникального ландшафта Алькских холмов (das Alkgebirge)) в р-не пос. Переславское. Напомню, что ради строительства кольцевого автобана (кстати, также очень спорный проект) там был вырублен роскошный смешанный лес и теперь вместо живописных моренных холмов на которых он рос - песчанный карьер. А ведь эти места в силу своей уникальности были когда-то особенно любимы кёнигсбержцами, да и для нынешних ценителей природы это большая потеря! У меня создаётся впечатление, что война до сих пор на этой земле не закончена: её всеми силами пытаются добить до конца, уничтожив её первозданный облик. Допускаю, что мыслю несколько однобоко, может быть предвзято, однако что-то в глубине моего сознания не даёт мне покоя и наполняет сердце моё печалью оттого, что исчезают удивительные по силе своего очарования ландшафты. Мне верится, что именно они составляют главное богатство здешних мест. В них неподдающаяся описанию красота, скромная, но касающаяся самых нежных струн души. Вот что в облагороженном виде по моему мнению должно привлекать сюда туристов. Также, по моему мнению, при обустройстве этого края, есть смысл действовать с оглядкой на то, как он выглядел в довоенное время. Местное население создало из него тогда близкий к идеальному ландшафт, потому что людьми в этой работе двигало истинное восхищение его красотой и желание своими руками приумножить её.. Парки, леса, луга, озёра, дома, усадьбы - всё это сочеталось друг с другом сообразно чувству гармонии. Для меня эта земля – храм, и поэтому любое грубое изменение её облика воспринимается мною, как святотатство. Ещё раз повторюсь, что это моё очень субъективное и сугубо личное мнение, но я бы был искренне рад, если бы знал, что кто-то разделяет его. Утешает вот какая мысль. Технические возможности будущих поколений будут таковы, что станет несложно в точности восстановить срытые холмы и снова посадить на них прежний лес, причём с помощью специального средства деревья вырастут в короткий срок, и, как ни в чём не бывало, наши очарованные потомки будут бродить здесь по белым от ветреницы полянам, слушать соловьиные трели и ощущать себя самыми счастливыми людьми на свете.

http://www.newkaliningrad.ru/news/comme … 1029905/9/

0

3

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ  «НАШ ГОРОД»
236000, Калининград,  ул. Кирова 17, каб. №41

http://amber.bbnow.ru/viewtopic.php?id=12
E-mail:amber@tis-dialog.ru
Тел. 8-4012-77-06-10

№ 7 от 17 ноября  2008 г.

                                 В пресс-службу Левого фронта

                       ЗАЯВЛЕНИЕ

         О поддержке  заявления  пресс-службы Левого фронта

          Заявление пресс-службы Левого фронта  по существу поддерживаем. Подтверждаем  факты массовых нарушений прав человека и земельного законодательства  органами власти.
          В Калининградской области данные нарушения выражаются в том, что  Мэрия Калининграда и горсовет  отдают  общественное достояние горожан,  в виде обустроенных земельных участков,  под проекты частных и ассоциированных инвесторов, не согласующиеся с интересами большинства населения.
          Подминая существующее законодательство, или пользуясь его пробелами, указанные органы власти Калининграда фактически уничтожают  зелёные зоны, парки, скверы, водоемы и исторический ландшафт города, имеющие огромное историко-культурное и экологическое значение.
          Такие  проблемы характерны не только для Калининграда, но и для  России в целом,  являются причиной серии пикетов и митингов горожан,  а так же  возможной причиной противоправных действий со стороны  неустановленных следствием лиц  в отношении  представителей СМИ, лидеров  общественных организаций в России,  среди которых следует отметить избиение и нападение на директора института «Коллективное действие» (ИКД)  Карин Клеман,  причинение тяжких телесных повреждений главному редактору "Химкинской правды"  Михаилу Бекетову.
                   В указанных случаях мотивы преступлений в отношении  пострадавших, скорее всего, связаны с их  деятельностью по выявлению и освещению фактов незаконного предоставления земельных участков органами государственной власти застройщикам.
          Анализ обращений граждан в КОО «Наш город» позволяет сделать вывод о том, что  незаконное предоставления земельных участков органами государственной власти и нарушение прав собственников происходят из-за того, что при оформлении земельных участков под существующими зданиями, строениями, сооружениями  Мэрия  Калининграда не учитывает фактическое землепользование, а руководствуется строительными нормами и правилами, применимыми лишь при первичном предоставлении земельного участка. 
         Аналогичную правовую позицию по данному вопросу занимает    Агентство Правительства Калининградской области по градостроительной  деятельности, что усугубляет ситуацию.
            Необоснованность такой правовой позиции подтверждается письмом Федерального Агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству  №     ПГ – 43 от  30.05.08 на имя Губернатора Калининградской области. По мнению Агентства, часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размеры земельных участков при межевании территорий устанавливаются с учетом фактического их использования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
          Несоблюдение органами местного самоуправления ранее действующих нормативов застройки при определении минимальной площади земельного участка является нарушением этой нормы, часто в целях уплотнения существующей застройки. Такая ситуация не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, который четко закрепляет критерии определения размеров земельных участков - фактическое использование земельных участков и действовавшие в период застройки градостроительные нормативы и правила.
           Следует отметить, что применение Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г.   1223, и Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Минземстроя России от 26.08.1998   59, возможно в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
           Нормативный размер земельного участка определяется в соответствии с СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», утвержденных приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.98г. № 59.
           Агентство по градостроению Калининградской области,  в обоснование своей позиции,  ссылается исключительно на упомянутые Положение и Методические указания, при этом ничем не подтверждается соблюдение при проведении межевания ранее действующих     нормативов     застройки,    действующих     градостроительных нормативов и градостроительных регламентов, установленными правилами землепользования и застройки. Проведение межевания без учета таких норм является нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    Механизм нарушения прав собственности  граждан на придомовой земельный участок мэрией   детально  исследован   в статье "Сага о земле: Как чиновники придомовой участок формировали". Это история формирования земельного участка под домом в Калининграде под многоквартирный дом  2-4а по ул.Л.Иванихиной, как и многие другие,  дает наглядное представление о тех методах, которыми пользуются чиновники, по изъятию земельных участков у собственников домов для последующей передачи застройщикам.
         Другой пример незаконного предоставления земельного участка мэрией Калининграда исследован в жалобах гражданки Литвин Л.В.    в    органы  прокуратуры, ОВД, ФАКОН   по защите прав собственности.
         Создается впечатление, что надзорные, правоохранительные и иные уполномоченные государственные органы самоустранились от   защиты  собственности горожан и исторического ландшафта города в связи с указанными нарушениями.
         Мягко говоря, вызывает удивление Проект закона Калининградской области «О градостроительной деятельности», по основаниям, изложенным в Заявлении КОО «Наш город» № 3 от 13 октября 2008 года.
         Как видно из проекта указанного закона, рекомендованного к рассмотрению во 2 чтении,  важные  предложенные поправки и замечания  региональными законодателями проигнорированы, что  скорее всего,  в дальнейшем,  приведет к разрушению исторического ландшафта города, уничтожению исторически сложившихся рекреационных зон,  катастрофическому падению привлекательности  города для туристов и снижению рентабельности предприятий янтарной отрасли. 
         При этом несложно спрогнозировать усиление социальной напряженности и      криминальной  обстановки в регионе.  Cудя по заявлению пресс-службы Левого фронта,   социальная  напряженность в России,  в связи с нарушением прав граждан на землю, уже скорее напоминает революционную ситуацию, чем просто социальную напряженность.
         
        Приложения по тексту:

-      заявление пресс-службы Левого фронта   
      http://forum.msk.ru/material/news/596752.html
-      статья "Сага о земле: Как чиновники придомовой участок формировали".
       http://ikd.ru/node/7812
-     образцы жалоб в прокуратуры, ОВД, ФАКОН   по защите прав собственности

      ТОЧЕЧНАЯ  ЗАСТРОЙКА
http://amber.bbnow.ru/viewtopic.php?id=13
http://amber.bbnow.ru/viewtopic.php?id=13&p=2
http://amber.bbnow.ru/viewtopic.php?id=13&p=3
                 
          Председатель  Калининградской общественной организации
«Наш город»     
                                           __________________      Михаил Костяев
                                           
           Заявление утверждено  общим собранием КОО «Наш город»
17 ноября 2008 год

0

4

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ     «НАШ ГОРОД»

236000, Калининград,  ул. Кирова 17, каб. №41
E-mail:amber@tis-dialog.ru
Тел. 8-4012-77-06-10

№ 5 от 4 ноября  2008 года

                          UNESCO World Heritage Centre
                         7, place de Fontenoy
                         75352 Paris 07 SP, France

       Anna Sidorenko – DULON   
                                                      Focal Point for Central, Eastern and South-Eastern Europe

                          ОБРАЩЕНИЕ
о мерах по  защите   законодательным и нормативным статусом исторического   
                     ландшафта Кенигсберга – Калининграда от застройки.

                                          Уважаемая дирекция!

           Жители Калининграда обращаются к Вам с целью проинформировать   UNESCO World Heritage Centre о негативных тенденциях в отношении культурно-исторического наследия Кёнигсберга-Калининграда, о массовых нарушениях гражданских прав человека местной властью в сфере городского строительства. Мы делаем это с надеждой услышать голос ЮНЕСКО в защиту как общемировых ценностей (мемориал Иммануила Канта, Кафедральный собор Х1У века), так и множества достопримечательностей локального значения (парки и скверы, являющиеся по сути уникальными памятниками природы).
    Проблема, которую мы пытаемся донести до сведения европейской общественности, в настоящее время характерна для России. В первую очередь для Москвы и Санкт-Петербурга, затем и для всех регионов, где на рыночной основе бурно развивается строительный комплекс. Коммерческие аппетиты обращены на всякий «свободный» кусочек земли на придомовых территориях, в парках и скверах. Бизнес, сросшийся с властью, отдаёт общественное достояние горожан под проекты частных и ассоциированных инвесторов, не согласующиеся с интересами большинства населения.
Но если в России сносят памятники архитектуры, то в Калининграде перераспределение собственности происходит на другой манер – под лозунгами воссоздания исторической застройки. На самом деле, подминая существующее законодательство, или пользуясь его пробелами, в Калининграде начинается тотальное уничтожение зелёных зон, имеющих огромное историко-культурное и экологическое значение. Архитектурные замыслы, претворяемые в жизнь, далеки от совершенства, а в ряде случаев ошибочны по мнению независимых экспертов.
Амбициозные проекты посыпались на головы калининградцев после того, как пост губернатора в 2005 году занял посланец Москвы Георгий Боос. Приоритетным вектором развития было провозглашено превращение Калининграда в «коммуникационную площадку» для интеграции России и стран Европейского союза, в зону туризма и рекреации, в международный образовательный и культурный центр. Решение верное, вот только исполнение скверное! Сейчас город поражает сумбурностью застройки, в которой на фоне типовых домов советских времён красуются элитные многоэтажки и мегамаркеты. У их подножий теряются архитектурные памятники Кёнигсберга, реставрация которых происходит крайне медленно и неудовлетворительно.
Первый пример из этого ряда – обустройство площади Победы, центральной городской площади. Ныне на ней располагается недавно возведённый Кафедральный собор Христа Спасителя, а в ста метрах от него строится сопоставимый по масштабу многофункциональный коммерческий комплекс московской компании «Кловер групп». Кроме того, православный собор попадает на одну ось с мэрией, расположенной в здании немецкой постройки, а между ними втиснута триумфальная колонна - диссонирующая с белым мрамором собора, разбивающая вид на панораму площади.

«Конечно, вышла одна эклектика — площадь застраивалась в разное время, без общей концепции, — признает (теперь уже бывший) главный архитектор Калининграда Александр Башин. — В любом случае получившаяся композиция — знак нового развития нашей столицы, когда опробовались разные методы формирования градостроительной культуры, и площадь оказалась в итоге некой экспериментальной площадкой на сломе эпох, при переходе от социализма к капитализму».
Однако заметим, что в центре города, где сходятся наиболее напряженные автомагистрали, не решены не только культурно-эстетические задачи, но и чисто инженерные. В результате перегруженности торговой недвижимостью и недостатка парковок, грамотной транспортной схемы центр города обречён на ежедневные и всесезонные автомобильные пробки.
Впрочем, неудачи  никогда не смущали калининградских градоначальников. Осмысление социально-культурного и архитектурно-художественного развития Калининграда продолжается полным ходом. В 2006 году советом депутатов был утверждён новый Генеральный план города, в соответствии с которым одной из первоочередных задач является восстановление и благоустройство старинных уголков Кёнигсберга. Остров Кнайпхоф, на котором сейчас в живописном регулярном парке расположено единственное здание (Кафедральный собор с мемориалом Канта), планируется превратить в культурно-исторический центр с воссозданием довоенной застройки.
Но пока на международных симпозиумах (2005, 2007 гг.) ведутся  архитектурные дискуссии и  теоретические споры, в этом году у стен собора, буквально в двухстах метрах от гробницы Канта началось строительство общественного туалета. Оно выполняется в традициях «новодела» - арки, клинкерный кирпич, наверное, будут и башенки, и витражи. Насколько уместно подобное сооружение вблизи от аскетически простого творения Фридриха Ларса – этим вопросом никто не задавался. Напомним, что Stoa Kantiana была пристроена к стенам собора в 1924 году. Колонны из красного песчаника, плита и надпись на стене “Immanuil Kant 1724–1804”.
Приведём несколько цитат из интервью доктора исторических наук И.Д.Чечота, опубликованного в калининградском журнале «Квадрат»:

«Самое интересное в этом городе то, что нет старого Кенигсберга, но он как бы присутствует в сознании, в воображении. С другой стороны - русский город Калининград, который здесь (что тоже очень интересно) еще более русский, чем все русские города.
И мне кажется, что это два странных слоя, три слоя, нет, четыре слоя, (немецкий, русский, советский и современный) так отделяются друг от друга - контрастируют, что получается пространство приключений. Когда здесь гуляешь, интересуясь одновременно и прошлым и настоящим, вдруг что-то «вылезает» совершенно неожиданное, какое-то невозможное, иногда очень яркое, иногда такое поразительно сермяжное, тупое... Эта серость так не бросается а глаза в другом месте, а здесь - бросается.
Кант любил садово-парковое искусство. В своих эстетических сочинениях он отнес его к живописи. С живописной картиной он сравнивал общественную жизнь, и говорил, что в ней прекрасная видимость важнее самой истины. Могила Канта окружена прекрасным парком. В нем есть дорожки, скамейки, полянки, все что нужно для размышления и игры».

В действительности парк на острове Канта – одно из любимейших мест отдыха калининградцев, обязательная экскурсионная программа гостей города, самый популярный открыточный вид Калининграда. Но характер его – мемориальный, по вполне понятным причинам.
Как известно, центральная часть Кенигсберга перестала существовать после атаки английской авиации и тяжелых городских боев в 1944–1945 годах. Судьба архиплотной средневековой застройки острова очень печальна  – она была выжжена войной и похоронена под слоем пепла, обломков строительных конструкций, земли и щебня. Город-кладбище, символ абсолютного покоя и вечного мира.
Решение о создании там парка было принято в 1959 году, а в 1987-м под руководством доктора биологических наук, профессора Минской лесотехнической академии Валерия Антипова была выполнена регулярная планировка по всем канонам ландшафтной архитектуры. Для парка отбирались лучшие саженцы, 90% посадок – это интродуценты из Северной Америки, Китая, Центральной Азии. Сейчас уникальная дендрологическая коллекция насчитывает более тысячи экземпляров, причём она в хорошем состоянии, так как удалена от автомобильных дорог. Посетители парка могут любоваться игрой света в кронах краснолистных буков, черешчатыми дубками, редким деревом гинкго и многочисленными каштанами.
Для того, чтобы «воссоздать» историческую застройку, планируется пожертвовать парком. «Мы уже год собираем документы и материалы, вносим их в компьютеры и делаем модель, показывающую довоенное состояние утраченного центра города, — поясняет Башин. — В той части, которая приближена к Кафедральному собору, при воссоздании будем полностью сохранять историческую преемственность. Остальные здания могут быть новоделом в характере исторической застройки. В отдалении от собора здания могут проектироваться просто в масштабе прежней застройки».
Уже имеются и проектные предложения, основанные на довольно странных принципах историзма. Средневековая плотность застройки будет соблюдаться, а функции, материалы, технологии будут соответствовать потребностям заказчиков. В стилизованной оболочке разместятся гостиницы, апартаменты, кафе, магазины, рестораны. Однако на стадии презентации этих проектов говорят в первую очередь о воссоздании университетского здания под библиотеку, студенческого городка (во что просто трудно поверить, учитывая стоимость квадратного метра в таких районах).
Заведующая кафедрой философии и культурологии РГУ имени Канта Ирина Кузнецова говорит об этом так: «Я решительный противник этого проекта, потому что он сугубо коммерческий. Он лишь будет прикрываться фальсифицированной историей. Ведь на этом месте никогда и не было никаких студенческих городков, Кнайпхоф вообще не считался престижным местом для жизни. Получится смешная бутафория, выполненная архитекторами-троечниками. Но при этом считается делом естественным и чуть ли не благим растоптать то, что создано руками советских граждан. Они думают, что новоделом смогут привлечь туристов из Европы. Вряд ли. Мало-мальски образованные люди умеют отличить подлинник от подделки. Я думаю, неслучайно Европейская федерация по культурному наследию назвала лучшим защитником исторических памятников директора Кафедрального собора Игоря Одинцова. Значит, просвещённая Европа признала нынешнюю жизнь собора общей духовной ценностью. Сейчас собор органично вписан в парковый ансамбль, это замечательный философский образ города. Власть хватается за сиюминутную выгоду, но лишает всех нас общественного достояния, ценностей истинных».

К истинным ценностям, безусловно, следует отнести систему зелёных насаждений нашего города, которая веками создавалась кёнигсбержцами. В исследовании научных сотрудников РГУ имени Канта (Салихова Е.В.,Савостина О.А., Станченко Л.Ю.) говорится о том, что столица Восточной Пруссии к началу XX века в основном сохранила свои ландшафтно-архитектурные особенности, в частности, наследие садово-паркового искусства. А его 400-летняя история восходит к первым приватным садам восточно-прусской знати и купечества. Однако, несмотря на роскошь этих небольших барочных, а чуть позже, ландшафтных садов, Кёнигсберг вплоть до конца XIX века оставался типичным средневековым европейским городом с плотной застройкой кварталов, теснотой улиц, отсутствием крупных зеленых территорий общественного пользования. Это диктовалось сплошным кольцом оборонительных вальных укреплений и рвов, построенных в XVII веке.
В начале XX столетия город «перешагнул» через утратившие свои функции оборонительные сооружения, присоединив к себе множество пригородов с садами, огородами и лугами. В этот период была реализована идея максимального озеленения старых и новых городских кварталов, в результате чего перед Второй Мировой войной в городе уже насчитывалось более 50 объектов садово-парковой архитектуры как типичных (скверы, парки, озеленённые площади), так и весьма своеобразных, связанных с частично сохранёнными в городском ландшафте в качестве памятника архитектуры фрагментами оборонительного вала, а также с обилием в пределах города рукотворных рвов, каналов и водоемов.
Ландшафтный архитектор из Позена (ныне г. Познань, Польша) Э. Шнайдер (1874-1968) воплотил в разрастающемся городе оригинальный ландшафтно-архитектурный проект всеобъемлющей системы озеленения, объединивший в единое целое локальные озеленённые пространства старого и нового города. Основой системы озеленения, которая и поныне украшает Калининград, полностью соответствовала передовым идеям градостроительства того времени и удовлетворяет новейшим идеям до сих пор. В её основе лежат два нестандартных решения – кольцевое озеленение территорий бывшего оборонительного вала, превратившее их в 15-километровый променад площадью в 140 га, а также создание озеленённых протяженных клинообразных комплексов, отходящих от зеленого кольца променада, рассекающих и пронизывающих городские кварталы. Эти комплексы включают отдельные, мозаично расположенные сады, скверы, цветники на площадях, аллеи вдоль улиц, водные объекты, озеленённые длинные променады вдоль берегов многочисленных рвов и каналов, зеленые откосы ручьёв и других, заведомо непригодных для застройки элементов рельефа, детские площадки для игр, спортивные площадки с купальнями, розариями и некрупными фонтанами. В планировочно-стилевом решении кольцевого променада и его зелёных «лучей» отразились исторически традиционные черты немецких барочных садов – «простая выразительная эстетика регулярно спланированного пространства, локализованного в пределах единой осевой системы . В системе «зелёного пояса» Кёнигсберга хорошо заметно предусмотренное паркостроительным искусством сочетание закрытых зеленых пространств, светлых партеров скверов и полян с зеркалами водных объектов, а регулярная планировка аллей и променадов чередуется с живописной пейзажной в небольших садах, предназначенных для транзитного передвижения по городу и крупных парках.
К 1928 г. линейно-пространственные комплексы экологического каркаса города занимают уже 600 га. В 30-х годах XX столетия внутри «Большого города в зелени» (Groβstadt in Grünen) c репутацией одного из самых комфортных и обустроенных в Европе и самого озеленённого в стране, а также по его окраинам образуется зелёное кольцо садово-огородных участков небольших садов и огородов-цветников. Теперь внутри города были озеленены 800 га, а вокруг города – 1600 га. В структуру города к этому времени входил целый ряд бывших  пригородов, застроенных по принципу «города-сада». Таким образом, наследием Кёнигсберга в Калининграде являются все виды объектов озеленения, которые в настоящее время предусмотрены городским зеленым строительством – городские парки, детские площадки, зоологический и ботанический сады, лесопарк в пределах города, скверы и озелененные площади перед общественными и церковными зданиями.
В настоящее время Калининград испытывает в связи со своим геополитическим положением небывалый строительный бум и первыми жертвами строительного прессинга становятся его незащищенные никаким статусом зелёные территории, ручьи и водоемы. Садово-парковое искусство кёнигсбергского наследия, стилевые и структурные особенности зеленых городских территорий, их протяженность, доступность для населения, продолжая создавать эколого-историческую среду Калининграда, являются живыми памятниками истории, нуждающимися в защите от посягательств застройки и постоянном уходе.
Состояние городских парков, их количество, композиционно-эстетическая ценность – это показатели уровня жизни горожан, проявление культуры этноса. Из 50 объектов зелёного строительства лишь 6 парков Калининграда имеют соответствующий статус.
Понимание принципов озеленения в современном городском строительстве с учетом опыта и традиций предшествующих поколений жителей Кёнигсберга, где на жителя приходилось 22 м2 зеленых насаждений, позволит наиболее оптимально решать проблемы по сохранению и дальнейшему формированию комфортной городской среды современного европейского города на реке Преголе.
Прошу Вас принять меры по  защите  законодательным и нормативным статусом исторического  ландшафта Кенигсберга – Калининграда от застройки, в том числе:
-  зелёные территории, ручьи, водоемы;
-  cадово - парковое искусство кёнигсбергского наследия;
- стилевые и структурные особенности зеленых городских территорий, их протяженность, доступность для населения;
-  эколого-историческую среду;
-  памятники  истории.
       Текст обращения составлен на русском, английском и французском языках, которые имеют одинаковую юридическую силу.
         
C уважением, председатель Калининградской общественной организации  «Наш город».

                        ________________________ Костяев Михаил

Текст данного  обращения  оглашен и  утвержден  резолюцией митинга 4 октября 2008 года с приложением подписей граждан

0


Вы здесь » Новости » НАШ ГОРОД » ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ КЕНИГСБЕРГА