Geheim!
Секретно
Vorschag
fur den Um-und Aesbau der Stadt Königsberg
Предложение
о перестройке и развитии города Кёнигсберга
21 19 65 07
TYROS
перевод Сахаровой Т.В.
18 июля 1994 года
Тот, кто составляет план градостроительной перестройки и улучшения формы города Кёнигсберга, должен осознавать (чувствовать за собой) обязывающее наследие, которое составляет большое историческое прошлое Восточной Пруссии и её столицы Кёнигсберга, а также должен осмысливать и при известных условиях (смотря по обстоятельствам) понимать, где развитие шло по неверному пути.
Город возник как следствие сильной целеустремлённой политической воли. Носителями политического действия были лучшие колонизаторские силы немецкого народа всех краёв (земель). Организаторами этой политической воли были рыцари Ордена, руководимые их гохмейстерами (Hochmeistern). Три старых города, их которых позднее образовался город Кёнигсберг, в градостроительном плане являются выражением для того времени, достаточно эффективно вымеренной воли к порядку. Замок по своему расположению и своей возвышающейся величине есть символ силы и величия политической власти. Хотя позднее сила порядка уменьшилась, градообразование до середины 18 столетия может считаться упорядоченным.
В 19 столетии город пережил как единственный на немецком востоке в некотором отношении роковые преобразования в большой город (Gross stadt), как сделали в Средней и Западной Германии многие городские общины (общественность городов). Особенно роковым было то, что эти преобразования должны были происходить внутри пояса укреплений, выстроенного в 1840-1910 годах. Город, разорвав наконец-то пояс укреплений, был готов вылиться через край. Что сохраняется и сейчас, так как в возникших за пределами пояса укреплений новых жилых кварталах прирост населения не поднялся до уровня 1910 года. О росте населения справку дают следующие цифры:
Количество населения:
в первом закрытом крепостном валу в 1700 г. – 40600 жителей
в 1840 г. – 70600 жителей
во втором крепостном валу в 1870 г. – 110000 жителей
в 1900 г. – 187700 жителей
после отхода от крепостного вала на 20.08.1910 г. – 244000 жителей
в 1936 г. – 332650 жителей
Плотность населения:
город крепость внутри крепостного вала в 1700 г. – 78 жителей /га
в 1890 г. – 282 жителя/га
в 1900 г. – 333 жителя/га
в 1925 г. – до 420 жителей/га
Все это, включая улицы и свободные пощади в отдельных частях города (Haberberg, Sackheim, Neue Sorge). Большое число общественных зданий, постройки правительственного управления (Landesregierung), университетские институты и клиники, здания университета, земельного управления (Landeshaus) наряду со многими другими, которые Кёнигсберг, как главный город провинции (Provinzhauptstadt), должен был иметь, возникают в 1850-1900 гг. на дорогой земле перенаселённого внутреннего города. После нескольких десятилетий они начинают страдать от нехватки помещений (Raumnot).
Сеть улиц по плотности и ширине осталась прежней после прироста населения в пять раз для приёма внутригородского личного и грузового транспорта. В 1895 году существовало 5 линий конки, в 1897 году конка и трамвай (электрический) перевезли 7 миллионов пассажиров, это 40 поездок на каждого жителя на внутригородских улицах, а в 1935 году уже 128 поездок на каждого жителя на тех же внутригородских улицах, и это без растущего ежегодно автомобильного транспорта. Ширина проезжей части важнейшей магистрали внутреннего города (пролегавшей с севера на юг) Штайндамм (Steindamm) составляла 8,8 метра, ширина прегельских мостов (Pregelbrucken) в том же направлении 7,5 метров для всех транспортных средств, включая двухколейные пути трамвая. Отрасли промышленности развиваются рядом со старыми укреплениями центра и находящимися здесь же пивоварнями и мельницами.
Вагонная фабрика (Waggonfabrik Steinfurth) – 1830
Литейный завод (Uniongiezerei) – 1828
Целлюлозобумажные фабрики (Zellstoffabriken) – 1894
Прокладываются железнодорожные линии и создаётся более густая сеть путей (Verflechtung mit dem Vor – und Hinterland):
Berlin – Königsberg im Iahre 1847 – 57
Königsberg – Insterburg im Iahre 1858 – 60
Königsberg – Pillau im Iahre 1863 – 65
Königsberg – Prostken im Iahre 1863 – 71
Развитие градостроительства, которое охарактеризовано в представленных данных, происходило на слишком небольшом пространстве. Кроме того, оно протекало не привлекая к себе более сильной воли к порядку, которая должна была бы быть особенно сильна при той тесноте имеющегося пространства.
Вальные (крепостные) укрепления, требовавшие в 1843-1870 гг. ежегодных затрат в сумме 250-300 000 талеров и в 1870 году дополнительно суммы в размере 8 миллионов марок, сносятся по договору о снесении крепостных укреплений от 20.08.1910 (Entfestigungsvertrag von 20.8.1910 beseitigt). После чего возникают новые городские кварталы, являющиеся по своей градостроительной форме выдающимися, причём ландшафт с их водными протоками и оврагами образцово охраняется. Эти новые жилые районы идут на пользу лишь только зажиточной части населения, в то время как менее обеспеченные слои населения и поныне квартируются во внутреннем городе в недостойных условиях. После окончания мировой войны люди, способные к предпринимательству и не желающие это положение терпеть и далее, надеются только на себя. Так возникают на окраинах города поселения из производительно слабых слоёв населения. Эти поселенцы должны были себя чувствовать по праву приёмными детьми общественной жизни, так как эти жилые районы не были обеспечены обычным образом проведением улиц и коммуникаций, а также не было достаточной транспортной сети, соединяющей их с другими жилыми кварталами. Ещё и сейчас нет работоспособной сети улиц для внешних районов. Внутри пояса укреплений сеть улиц состояла из радиальных и окружных улиц для соединения города-крепости с лежащими вне города предприятиями и фортами. Этого сегодня недостаточно для транспортных потребностей центра города и его пригородов.
После того, как в 1901 году был построен Кёнигсбергский морской канал (Königsberger Seekanal) на Пиллау (Pillau), глубина которого составляла 6,5 метров, с 1915 по 1924 годы были выстроены новые портовые сооружения в Контине (Kontienen) по смете расходов на сумму 24 миллиона марок. Объединение и упорядочение железных дорог ведёт к строительству главного железнодорожного вокзала (Hauptbahnhof) в 1915-1927 гг. Аэропорт Девау (Devau) Люфтганзы возникает в 1921-1924 гг. В 1930 году строится немецкая восточная ярмарка (Deutsche Ostmesse) совсем близко к старому городу и по состоянию на сегодняшний день её пространство совершенно нельзя увеличить. Эти строительные достижения были технически значительными, но либеральному поколению 19 века и начинающегося 20 века не хватает градообразующей и пронизывающей силы. Огромное архитектурное сооружение старого орденского замка (Ordenschloss), единственное в своём роде, удивительным образом сохранилось. В последующих столетиях не смогли создать ничего ему равноценного по его символической силе. Некоторые достойные внимания начинания градостроительства в районе северного вокзала (Nordbahnhof) остались в начальной стадии. Показательной является и тема площадей зелёных насаждений, которая в последние десятилетия планомерно расширяется.
План нового градостроительства и перестройки Кёнигсберга (der Plan fur die stadtebauliche Neu – und Umgestaltung Königsbergs) содержит три существенные главные задачи, которые должны быть приняты к сведению одновременно, хотя сроки выполнения их различны.
1. Создание новых здоровых квартир.
Создание (строительство) квартир в такой огромной степени необходимо, что может быть сформирована согласно планам новая городская структура.
2. Строительство политического символа.
Как в средневековом городе замок являлся господствующим выражением вышестоящей объединённой общественной воли, также и город Кёнигсберг должен получить архитектурное сооружение как центральный пункт города.
3. Постройка сети транспортных дорог с учётом ожидаемой автомобилизации (моторизации).
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – задача по устранению сложившегося чрезвычайно трудного положения и вследствие чего – наисрочнейшая. По меньшей мере, в течение 5 лет должны быть построены в новом жилом районе не менее 20 000 квартир. Речь здесь идёт не только о строительстве жилья в обычном смысле, а о единой колонизаторской задаче (eine kolonisatorische Aufgabe) так, как подобно средневековому городу должны быть созданы целые новые части города. При этом уже имеющиеся городские массивы в будущем разделить на обозримые отдельные районы. Новые и старые городские кварталы должны иметь общественные сооружения (учреждения), в которых будет формироваться национал-социалистическое общество. Следует построить квартиры, их доля будет невелика, по жилищной и транспортнополитическим причинам (wohnungs – und verkehrspolitischen Grunden) в санируемых (очищенных) частях старого города после снесения разрушающихся старых зданий. Здесь будут строиться в основном многоэтажные и отдельные дома со сдачей квартир в наём. От этих многоэтажных, утопающих в зелени, санированных жилых кварталов, распространится вширь по-новому созданная и оформленная городская структура на рассредоточенные жилые районы для населения с различным уровнем доходов, где наряду со сдающимися в наём квартирами в многоэтажных и отдельных домах находятся преимущественно особняки. Не приведённые ещё в порядок окраины следует градостроительно оформить. В новых городских районах, а именно на севере в районе Замиттен (Samitten) и на западе в Метгетен (Metgethen) и Гросс Фридрихсберг (Gr.Friedrichsberg) предусмотрено построить большинство новых квартир (12 000). Цель – открыть путь как можно большему количеству товарищей (Volksgenossen) к собственности на землю, при этом следует избегать возрождения так называемых посёлков на городских окраинах в облагороженной форме. Это не должна быть безбрежная большая городская деревня (Grossdorf), здесь необходимо в большей степени градостроительное выражение городской культуры настоящего времени, без ущерба для решения задачи пространственного и народного упорядочения (Raum – und Volksordung), задействования маленького города (Kleinstadt) и равнинных земель; и город сохранит единственный стиль города немецкого восточного пространства (die einzige Gross stadt des deutschen Ostraumes), своё особое значение опорного пункта, стоящего на переднем рубеже Германии. Духовная энергия, сконцентрированная в большом городе создаёт огромное силовое поле и делает способным маленький город и равнинные земли к сопротивлению и обороне, так и на оборот – большой город черпает свои силы и равнинных земель.
Финансирование большой жилищной программы будет осуществляться обычным способом получения денег от частного рынка денег (privaten Geldmarkt) (Reichsdarlehn). Конечно, возникнут значительные дополнительные затраты из-за градостроительного раскрытия (смыкания в узком и широком смысле): обеспечение водой, энергией, канализацией, транспортного обслуживания, строительства школ, общественных зданий, детских домов, спортивных площадок и т.д. Эти дополнительные затраты следует внести в смету как 3 500 рейхсмарок на единицу жилья. Поэтому в течение 5 лет ежегодно на градостроительные особые платежи должна быть собрана сумма в размере около 15 миллионов рехсмарок.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА, в известной мере, касается Кёнигсберга напрямую в создании предпосылок для градостроительного образования нового центра города, который бы явил собой, подобно старому замку в первых городских кварталах, отражение современно политической воли. Вблизи Северного вокзала, который уже сейчас имеет скромные зачатки закладываемого нового центра, возникнет новый центр управления (Verwaltungforum). Он будет состоять из учреждений, которые необходимы новой столице для обеспечения всей народной и политической жизни населения края. Кроме зданий управления государственных учреждений (Reichsbehorden), партии и её отделений, рабочего фронта (Arbeitsfront) и армии (Wehrmacht) предусмотрено строительство дворца (Landeshalle), вмещающего в себя 20 000 человек. Улица 2-х километровой длины для праздничных шествий, которая пройдёт по набережной прудов из орденских времён через ландшафтно красивую часть верхнего города, соединит дворец края (Gauhalle) и праздничную площадь со стадионом (Gausportfeld). Так возникнет единственное в своём роде в ландшафтно отличном месте состоящее из трёх частей сооружение, которое будет служить основой для всех политических праздников и представлений различного рода и различного масштаба. Сооружение будет вплетено составной частью в имеющую значение северо-южную ось, которая протянется от новой восточной ярмарки в район главного железнодорожного вокзала (Hauptbahnhof) и входа в автодепо (Autobahnzubringers) на юге до новых северных городских частей в районе Цогерсхоф (Zogershof). Северная часть этой оси – идущая с севера в город Замландская автомобильная дорога (Samlandautobahn), которая соединяется с окружной дорогой. Вдоль этой оси, идущей с севера на юг, предусмотрено строительство различных административных зданий: государственной дирекции дорог (Reichsbahndirektion) , ратуши (Rathaus), верховного краевого суда (Oberlandwsgericht), генеральной комендатуры (Generalkommando), промышленной и торговой палат (Industrie-und Handelskammer), и др. Здесь имеется также возможность для строительства новых образцовых магазинов и мест для развлечений и отдыха. Дорога послужит для оздоровления старого торгового центра. Новый центр города будет находиться в будущем в середине более короткой улицы (оси), пролегающей с востока на запад от зоопарка (Tiergarten) через площадь Эриха Коха (Erich-Koch.Platz) до спортивных сооружений (Gausportgelanse) в районе Каролиненхоф (Karolinenhof).
Смета затрат, составленная исключительно на многочисленные сносы и расчистки, а также на строительство улиц и площадей.
Затраты составляют:
1. Здание краевого управления (Gauforum) и улица для шествий (Aufmarschstrasse) – 26 000 000 RM
2. Обустройство места и улицы возле краевого управления (Platzbefestigung und Strassenbau) – 1 700 000 RM
3. Замета, т.е. строительство 7 школ, подлежащих сносу в районе строительства краевого управления и по северо-южной трассе (Nord-Suddurchbruch abzubrechenden Schulbauten u.a.) – 6 500 000 RM
4. Улица для праздничных и военных шествий между краевым управлением и краевым (центральным) стадионом около 80 метров шириной и 2-х километровой длины – 3 970 000 RM
5. Улица, соединяющая Эрих-Кох-Платц и центральное управление – 600 000 RM
6. Сносы (расчистки) для улицы (Verbindungsstrasse), которая соединит центральное управление с восточной ярмаркой (северо-южный пролом шириной 55-60 метров и 2,8 километра длиной, включая огибание Кнайпхофа (Umfahrung des Kneiphofs) – 32 000 000 RM
7. Строительство 4-х новых прегельских мостов (4 neue Pregelklappbruken) для этой соединяющей улицы – 14 000 000 RM
8. Северная часть северо-южной трассы от центрального управления на Надрауэр Вег (von Gauforum bis Nadrauer Weg) – 3 000 000 RM
9. Улица – соединение (Aufschliezungsstrasse) у спортивных сооружений между Кранцер Аллее и Герман Геринг штрассе (Kranzer Allee und Hermann-Gorind-Strasse) – 400 000 RM
Итого (insgesamt): 88 470 000 RM.
Выше названная итоговая сумма будет выдана по частям; как накладные расходы, строительным организациям (Bauherrn), которые будут строить названные объекты предположительно в течение 10 лет. Для практического выполнения этой задачи, прежде всего, необходимо, чтобы были своевременно созданы, и для Кёнигсберга, градостроительные и административные правовые основы, как это было сделано для перестройки известных больших городов.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА – строительство работоспособной сети дорог: окружной, въездных и вспомогательных (Einfall-, Umgehungs-und Zubringenstrassennetzes), включая строительство для незадействованного транспорта стоянок (Parkplatzanlagen), которая необходима городу для ввода и обвода дальних направлений (das die Stadt zur Einfuhrung und Umleitung der Fernstrassen), для присоединения своих транспортных сооружений (Verkehrsanlagen), а также жилых и промышленных районов (Wohnund Geschaftsgebiete braucht). Из-за тесноты внутри пояса укреплений эта сеть транспортных улиц не может быть построена органично и последовательно в спокойном и постепенном рабочем ритме. Введение этой сети в строй сегодня безотлагательно, так как в ближайшие годы возникнут значительные строительные расходы. Ориентировочная смета затрат содержит следующие цифры:
Планируемые расходы
(приблизительно):
Улицы внутреннего города:
Восточно-западный пролом Лаак-Закхайм между Орденринг и Литауэр Вал (Ost-Westdurchbruch Laak-Sackheim zwisvhen Ordensring und Litauer Wall) сносы –
строительство улиц - 35 000 000 RM
3 850 000 RM
Объездной участок, включая железнодорожный мост, 1 прегельский мост, между Орденсринг и Рейхсштрассе (Umfahrungsstrecke Reichsbahnbrucke einschl. 1 Pregelbrucke zwischen Ordensring und Reichsstrasse) 2 600 000 RM
Северо-южная улица между Росгартен маркт и Вихмаркт, включая 1 прегельский мост (Nord-Sudstrasse Rosgarter Markt-Viehmarkt einschliesslich 1 Pregelbrucke) 2 950 000 RM
Окружные (кольцевые) дороги:
Восточный объезд стадиона Фридландер Тор (Friedlander Tor), включая 2 прегельских моста 6 400 000 RM
Надрауэр Вег – Гинденбургштрасе (Nadrauer Weg – Hindenburgsthasse) между Кранцер Аллее и Хуфеналлее (Kranzer Allee und Hufenallee) 3 150 000 RM
Каноненвег (Kanonenweg) между кранцер Аллее и Тапиауэр Шаузее (Kranuer Allee und Tapiauer Chaussee) 2 600 000 RM
Окружная дорога от выезда на Пиллау (Pillauer Ausfallatrasse) до выезда на Берлин (Berliner Chaussee), без прегельских мостов. Общие затраты при ширине 20 метров и ширине проезжей части 12 метров 17 460 000 RM
Вспомогательные дороги:
Вспомогательная дорога (Zubringerstrassen) к дороге Эльбинг-Кёнигсберг (Reichsautobahn Elbing-Königsberg) от Позенер штрассе (Posener Strasse) до окружной дороги (Ringstrasse) 4 740 000 RM
Предварительная смета 78 750 000 RM
Выездные дороги:
Предварительная смета 78 750 000 RM
Neue Fernstrasse nach Hafen Peuse-Pillau von Ordensring bis Ringstrasse 7 880 000 RM
General-Litzmann-Strasse von Nordbahnhof bis Ringstrasse 2 370 000 RM
Cranzer Allee von Rossgarter Tor bis Ringsstrasse 2 240 000 RM
Hermann-Goring-Strasse von Königstor bis Ringsstrasse 3 900 000 RM
Zufahrtstrasse Flughafen rd. 1 kilometer Lange 560 000 RM
Tapiauer Chaussee von Sackheimer Tor bis Ringstrasse 2 140 000 RM
Neuendorfer Chaussee von Schonflieser Allee bis Rihgstrasse 2 530 000 RM
Schonflieser Allee von Fridlander Tor bis Ringstrasse 3 420 000 RM
Aweider Allee von Friedlander Tor bis Ringstrasse 2 350 000 RM
Berliner Strasse von Brandenburger Tor bis Ringstrasse 4 640 000 RM
Hammerweg
Juditter Allee Hufenallee zur Rigstr. und Erich-Koch-Platz 5 400 000 RM
Расчистка (обустройство) берегов Прегеля (Freilegung der Pregelufer):
a) Pregelufer (набережная) zwischen Kottel-und Kaiserbrucke 880 000 RM
b) Fussweg Kneiphof (Dom, alte Univeritat) 20 000 RM
c) Pregelufer Sackeim 2 850 000 RM
d) Pregelufer zwiscjen Hohe Brucke und Korinthendamm 525 000 RM
e) Pregelufer zwischen Hohe Brucke und Kaiserbrucke 540 000 RM
f) Pregelufer zwischen Kaiserbrucke-Lindengraben 370 000 RM
Общие затраты отстройки улиц по городу (Gesamtkosten des Strassenausbaus zu Lasten der Stadt) 121 365 000 RM
Улицы внутреннего города сейчас так сильно загружены электрическими трамваями, что ля остального транспорта почти нет места. В будущем автобус и фольксваген возьмут на себя значительную часть перевозок. План движения, для остающихся необходимыми во время перестройки города трамвайных путей и скоростных линий (Schellbahnlinien), а также ставшими необходимыми автобуса и троллейбуса, составлен.
Так как надо рассчитывать на ожидаемый прирост моторизованного транспорта в ближайшие годы, а транспортные отношения внутреннего города (центра) уже сегодня стали невыносимыми, то задача построения работоспособных артерий для транспорта должна быть решена в соответствующие сроки. Для осуществления намеченной программы потребуется примерно 20 лет, так что ежегодно из бюджета города и городских предприятий специально на эти цели следует выделять почти 6 000 000 RM.
Кроме решения выше названных трёх основных задач городу Кёнигсбергу предстоит, как любому другому большому городу, осуществить строительство ряда больших сооружений. Спланирована и соответственно этому плану строится восточная ярмарка, в строительстве которой город существенно участвует, далее – строительство спортивных сооружений в районе Каролиненхоф, где город опять же часть расходов взял на себя, наконец, плавательный бассейн (Hallenscjwimmbad), ремесленное училище (gewerbliche Berufschule), одно дезинфекционное предприятие (eine Desinfektionsanstalt), многочисленные станции пожарной охраны (Feuerwachen) и общежитий гитлер югенда (HJ.-Heime). Необходимым в будущем будет строительство одной новой ратуши (eine Neubau des Rathauses), одного нового большого рынка (Neubau einer Grossmmarktanlage), одной оперы (eines Opernhauses), одного дворца искусств (einer Kunsthalle).
После принципиального одобрения этого, отображённого только в общих чертах, плана будет составлен конкретный план строительства и финансирования. Платы градостроительного развития и перестройки города Кёнигсберга огромны. Но они в действительности не так уж далеки от успешного исполнения (Leistungen), достигнутого ранее в великом прошлом города и края, а особенно в последние десятилетия в области осуществления градостроительных и строительных целей (stadtebauliche und bauliche Zwecke) всякого рода рейхом (Reich), государством (Staat), городом (Stadt), провинцией (Provinz) и другими основными краевыми организациями (und anderen Korperschaften im Stadtgebiet tatsachlich vollbracht sind). В то время как строительство частично прошло без градостроительного организационного плана и организующей силы, будущее развитие строительства будет ограждено от неорганизованной градостроительно идеи (Wahrend aber eine teilweise ohne stadtebaulichen Ordnungsplan und Ordnungsgewalt ausgegeben wurden, soll die kunftige Entwicklung von einer ubergeordneten stadttebaulichen Jdee gelenkt werden). За это, в отличие от прошедших столетий, что это произойдёт, ручается (отвечает) руководство страны и Восточно-Прусской провинции.
Кёнигсберг (в Пруссии), 16 июня 1938 года
Königsberg (Pr.), den 16. Juni 1938.
Обербургомистр Хельмут Вилль
Der Oberburgermeister Helmudt Will