Наука и магия - точка сбора
Источник реальности
Перейдем к вопросу о том, что же является источником наблюдаемой классической реальности, следуя изложению уже известного нам Сергея Доронина:
Предположим, у нас есть некоторая замкнутая система, состоящая из двух одинаковых подсистем. Замкнутость означает, что система (рассматриваемая целиком, как единое целое) не взаимодействует с окружением, т.е. нет обмена энергией между системой и окружением - нет потока энергии "изнутри" этой системы, и нет потока энергии в эту систему со стороны окружения. Предположим, что подсистемы взаимодействуют друг с другом, т.е. обмениваются энергией. От первой подсистемы идет поток энергии ко второй и, наоборот, - от второй к первой. В результате такого обмена энергией эти подсистемы "видят" друг друга как классические локальные объекты, и степень их взаимно воспринимаемой локальности зависит от интенсивности потоков энергии. Но если рассматривать систему в целом, потоки энергии от двух тел направлены в противоположные стороны и в сумме "уничтожают" друг друга, - для того, чтобы в сумме, для замкнутой системы, энергия была распределена равномерно. Что можно рассматривать как одну из трактовок третьего закона Ньютона, который в исходном виде, сформулированном Ньютоном, звучит так: "Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны".*
Для системы в целом внутри нее нет классических объектов, нет никаких энергетических неоднородностей, и нет потока энергии "изнутри" всей этой системы. Если бы мог существовать сторонний наблюдатель за всей системой, не взаимодействующий с ней при этом, он бы в этой системе не увидел ничего. Для него эта система будет чисто-квантовой, в которой нет никаких классических объектов.
Таким образом, если рассматривать Вселенную (Мир в целом), которая по определению является замкнутой системой, то следует вывод о том, что Вселенная, рассматриваемая как единое целое, является чисто-квантовой системой. Вселенная, в целом, находится в чистом запутанном состоянии (ЧЗС), или, как говорил Гермес Трисмегист, "мир является невидимым в своей целостности".*
Поскольку при независимом рассмотрении отдельных частей системы чисто-квантовые флуктуации, отвечающие ЧЗС составной квантовой системы, переходят в классические флуктуации, и они обусловлены единым источником (которым является Мир в целом, как запутанный, несепарабельный, то есть неразделимый на части, единый объект), следует вывод о наличии такого физического понятия, которое исторически принято называть "Богом". Я использую термин "Бог", как более привычный и всем знакомый термин, если он кому-то режет слух, могут заменить его физическим аналогом: "единый квантовый источник классических корреляций".*
Попробую пояснить этот момент. Части составной замкнутой системы, чисто-квантовые в своей совокупности в пространстве с максимальной размерностью (речь идет о гильбертовом пространстве), становятся классическими объектами в пространствах меньшей размерности. Т.е. чисто-квантовые корреляции в системе, рассматриваемой целиком (ЧЗС для всей системы, Бог), являются источником классических корреляций между частями системы, рассматриваемыми по отдельности.
Другими словами Реальность - это "проявление" локальных объектов из ЧЗС всей системы, где эти объекты находятся в нелокальном виде (идеи, формы, образы и т.п.).*
Добавлю от себя (М.З.), что здесь никто не пытается "определить" Бога - для этого, если следовать теории запутанных состояний, необходимо было бы полностью описать вектор состояния Вселенной в целом. Со всей очевидностью, это невозможно. Бога (ЧЗС Вселенной в целом) нельзя увидеть и его нельзя "понять", ибо тут нечего понимать. Мы можем видеть лишь тень от него, как квантовые и информационные шумы.
Немного уточню последнюю мысль, про "нечего понимать". Дело в том, что ум всегда имеет дело с представлениями, с какими-то объектами, то есть с чем-то. Ум не может оперировать "ничем", в этом случае у него просто нет предмета для анализа. И пока на первом плане находится любая фигура внимания, любой объект, это означает зависимость от ума, закрывающего дорогу более высоким уровням сознания.
"Нечто" становиться "понятным", когда на первый план выходит само осознавание. Один из путей к этому такой: внимание переносится поначалу с объектов на процессы, а затем на их источник. И нет ничего удивительного, что для обозначения этого источника во многих традициях используется метафора "Пустота".
А теперь я хочу привести несколько высказываний Великих Просветлённых:
Иисус Христос, Евангелие от Фомы: "Будьте прохожими".
Будда Гаутама, Алмазная Сутра: "Все бодхисаттвы должны породить сознание, не пребывающее ни в цвете, ни в звуке, ни в запахах, ни в предметах мира. Они не должны пребывать где-либо и им необходимо породить сознание, не пребывающее ни в чём".
Шестой Патриарх Дзэн Хуэй-нэнь, один из (наряду с Бодхидхармой) основоположников дзен-буддизма: "Если есть привязанность к внешним признакам, то ваше сознание будет не спокойным; если будет отрешенность от внешних признаков вещей, то сознание будет спокойным и ваша изначальная природа будет сама по себе чистой и сама по себе просветленной. Как только начнешь опираться на внешние обстоятельства, возникнет движение, а движение вызывает беспокойство. Но если отрешишься от внешних признаков, то это и будет медитация; если будешь сохранять внутреннее спокойствие, это и будет просветление - самадхи.
...
А что означает "маха"? "Маха" - это значит великое, под этим подразумевается, что свойства сознания обширны и подобны пустоте. Все миры Будды подобны пустоте, чудесная природа человека в своей основе пустотна, поэтому нет ни одной вещи, которую можно обрести. Истинная пустотность собственной природы также подобна этому… Однако пустота содержит в себе и солнце, и луну, и все звезды и планеты, великую землю, гору и реки, все травы и деревья, плохих и хороших людей, плохие вещи и хорошие вещи, Небесный Алтарь и ад, которые все без исключения находятся (пребывают) в пустоте. Пустотность природы людей точно такая же (т. е. содержит в себе все вещи и явления).
...
Созерцай свое сознание и не попадай в зависимость от [внешних] признаков вещей... Проходить через тьму вещей, быть готовым к любому деянию и ни от чего не отказываться, но отрешаться лишь от внешних признаков вещей и во всех деяниях ничего не приобретать - это и есть Высшая Колесница. "Колесница" означает практику, о которой не нужно рассуждать, а нужно практиковать, поэтому не спрашивайте меня больше".
Как мы могли заметить, Будда, Хуэй-нэнь, многие другие Просветлённые, да и мы с вами, говорим по сути об одном и том же: мы сами создаём реальность, которую наблюдаем, и эта реальность - иллюзорна, поскольку зависит от работы нашего ума, от наших фиксаций и привязок. А так ничего, кроме Единого, в мире нет. И даже ум и системы восприятия, которые создают миражи вокруг нас - на самом деле это тоже Единое. Основной путь к постижению этого - медитация, медитация не в смысле "сосредоточенное размышление", а медитация как ничем не занятое сознание.
Этот вывод находится в согласии с фундаментальными положениями квантовой физики, поскольку фиксации и предпочтения - это и есть инструмент выделения тех или иных компонент суперпозиции, превращение суперпозиции в смесь.
Так что получается, что все объекты этого мира, включая нас с вами, камни, Будду, звёзды, и т.д. произошли из одного источника, и по сути являются этим источником. Мы можем не знать об этом только потому, что локализуем себя на пластах существования с низкой степенью запутанности. А происходит так в силу наших привязок к уму, для которого вокруг слишком много значимого, слишком много того, к чему он привязан, и в результате в нашем восприятии мира доминируют энергетически сильные классические корреляции.
Сознание. Что это?
Если спросить психолога, что такое сознание, то, скорее всего, мы услышим что-то типа: сознание - это деятельность сознательной части психики. Это то, что может быть вербализовано или осмыслено. Но такое определение только разграничивает сознание и подсознание, но ни в малейшей степени не отвечает на вопрос, что такое сознание. Давайте сейчас расслабимся и позволим себе пофантазировать на эту тему.
Сознание на проявленном уровне - это прежде всего способность РАЗЛИЧАТЬ, то есть записывать в процессе декогеренции в своём состоянии информацию, достаточную для выделения тех или иных компонент суперпозиции в векторе состояния окружения. Согласно такому определению, сознание может быть приписано любому объекту, оно будет только различаться по своим свойствам. На каком-то уровне может возникнуть возможность управлять потоками питательных веществ, активностью отдельных органов и распределением энергии внутри собственной структуры, на каком-то - возможность самоосознания. И если раньше мы говорили преимущественно о человеческом сознании, то теперь поговорим и о других его уровнях.
Любой объект делает реальность реальностью своей структурой и активностью, выделяя её как совокупность локальных объектов. Мы даём миру его Бытиё, и сами создаём границы между собой и миром. То, что нам кажется обстоятельствами, это на самом деле наш способ сборки мира, установления границ в нём.
Как мы уже делали применительно к себе, рассмотрим систему, состоящую из двух подсистем: наблюдателя и окружающую его Вселенную. Вместе с остальной частью Вселенной он образует замкнутую систему. Наблюдатель, благодаря своим системам восприятия и хранения информации, так или иначе способен различать какие-то из компонент суперпозиции. Как уже говорилось, в такой трактовке наблюдателем может быть любой объект. Например, камень, или собака, или устройство, регистрирующее распад атома или прохождение частицы через детектор.
Нетрудно видеть, что мир для каждого наблюдателя - субъективен, он определяется только теми системами восприятия и хранения информации, которые в нём присутствуют. "Восприятие" в данном контексте означает просто способность объекта записывать в себе информацию, достаточную для разделения компонент суперпозиции в окружающем мире.
Можно говорить о различных уровнях проявленного Сознания, которые отличаются друг от друга способностью выделять те или иные компоненты суперпозиции в полном векторе состояния, и степенью осознаваемости себя как Сознания. Можно говорить о восприятии и Сознании минералов, растений, животных, человека и Сознании Будды. Всё существующее в природе осознаёт себя на том уровне, на котором оно существует. Сейчас я постараюсь, очень коротко, рассказать об этом.
Опять же, рассмотрим камень и окружающую его Вселенную. Может ли камень столь же эффективно разделять компоненты суперпозиции окружающего его мира, как это делает человеческое Сознание? Конечно, нет. Но какие-то компоненты из суперпозиции он выделяет и записывает в себе информацию о состояние окружения. В силу этого время для камня течёт, хоть и исключительно медленно, ведь субъективный ход времени определяется скоростью создания объектом окружающей реальности. Или, другими словами, темпом перевода окружения из квантового суперпозиционного состояния в смешанное, то есть темпом разделения компонент суперпозиции вектора состояния окружения.
Если вы когда-нибудь были под наркозом, то знаете, что несколько часов там проходят как один миг. Так вот, для камня мигом являются миллионы, если не миллиарды, лет. У минералов практически отсутствует сознание и осознавание себя. У них нет возможности управления декогеренцией окружения и появляющейся как следствие этой возможности свободы, а взамен есть железные законы классической физики, причины и следствия.
В животных и растениях уже присутствует неосознаваемое Сознание, которое может разделять значительно большее количество компонент квантового вектора состояния окружающей Вселенной. Здесь уже есть случайность, есть возможность управления потоками энергии внутри системы и связанная с этим свобода, как неосознаваемая пока ещё возможность сборки различных миров, осуществляемая за счёт управляемой декогеренции. В этом мире течёт время. В целом в нём доминирует причинно-следственная связь.
На человеческом уровне Сознания появляется возможность самоосознания, возможность осознания работы своего ума, систем восприятия и управления потоками энергий внутри тела. Отсюда потенциально человек свободен. Однако в человеке, как правило, доминирует сознание ума, то есть осознавание мира через представления о нём. Ум - это очень высокий уровень Сознания по сравнению с камнем. Но, одновременно, в силу обусловленности ума окружением, представлениями о себе и т.д., возникает и тотальная бессознательность, зазомбированность, роботизированность, о которой мы не раз говорили (на сайте wwwsimoron.dax.ru по этому поводу говорится в статье "Пять вечеров"). В силу этого, для абсолютного большинства представителей вида homo sapiens течёт время, и доминирует причинно - следственная связь. Но человек, поскольку способен к осознанию работы своего ума, систем восприятия, управлению вниманием и потоками энергий внутри тела, потенциально может находиться на всех уровнях Сознания, в том числе и на таком, где нет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных связей.
Наконец, последний и высший уровень Сознания характеризуется осознанием Сознания самого себя. Это осознавание себя как нерождённое сознание, т.е. сознание в чистом виде, предшествующем идентификации с объектом.
Человек осознает работу своего ума и систем восприятия, их роль в создании иллюзорного феноменального мира. Он способен осознанно выделять те или иные компоненты суперпозиции и способен не выделять никаких компонент вообще. Он выходит за рамки этого иллюзорного мира, выходит за пределы ума и эго, выходит к Целому. Теперь он и Целое - одно и тоже. Мир в тебе, а ты в нём.
Этого нельзя понять, ибо тут нечего понимать, но можно привнести в жизнь. Мистики говорят об этом состоянии, как о тотальной погружённости в Бога. В этом состоянии нет я , есть просто Сознание, которое не имеет границ, названий и форм. Это Сознание Христа, Будды, Кришны, Лао-цзы. Для тебя больше нет времени, нет пространства, нет причин и следствий. Ты пребываешь в вечности под названием здесь и сейчас, в состоянии единства между собой и миром, всеохватывающего понимания и радости. В этом состоянии у тебя миллионы возможностей, как поступить, но нет вопроса о выборе. Он очевиден. Правда, в вечности пребывает и камень, и маленький ребёнок. Но в отличие от камня или ребёнка, ты теперь полностью осознаёшь это. Последнее утверждение, впрочем, уже неверно, потому что осознавать нечего… и некому. Сознания Будды не существует, потому что не существует самого Будды! Человек вернулся домой. Теперь он - живая Истина и живой Бог. Он цветение саккуры, которой ещё нет…. Он - Никто. И он - всё.
Жизнь, смерть и другое. Вопросы и ответы
Андрей: - Михаил, насколько я представляю, многие прозвучавшие выводы построены на основании наблюдения над элементарными частицами. Насколько это может быть справедливо для макроскопических тел?
- Теория запутанных состояний и теория декогеренции формулируется не в категориях частиц, а в категориях систем и подсистем, содержащих любое число частиц. Сейчас проведены первые опыты по квантовым корреляциям в системах, содержащих макроскопическое число частиц.
Перенос же выводов этих теорий на все окружающие нас системы, конечно же, является гипотезой.
Татьяна: - Михаил, мне почему-то кажется, что божественность, или просветление возможно, но не просто так - взамен ты должен заплатить определённую цену. Ты должен избавиться от боли, радости, счастья, горя, желаний, фантазий…. Получается, что у тебя вообще не будет ничего того, что связано с чувствами. И мыслей с вопросами, кстати, тоже не будет - зачем, ты и так все видишь и знаешь. Зачем мне эта пустота! Это ведь неинтересно. Интересно только тогда, когда значимо!
- Да, пустота для обычного человека звучит, как опустошенность. Ум ведь жаждет иллюзий, жаждет иллюзорной жизни, и воспринимает всё в тех границах и представлениях, в которых живет. А состояние Просветления выходит за рамки любых представлений. Ум никогда не вместит этого. Просветлённый человек проживает всё, что только возможно в этом мире. Он присутствует всюду, даже в гневе и страхе, блаженствуя, удивляясь и радуясь. Его никак нельзя назвать безучастным, бесчувственным или всезнающим. Скорее, наоборот - он весел, лёгок, игрив и очень любознателен. В нём покой, радость, любовь и смех, - хотя внешне это может выглядеть как угодно. А насчёт пустоты, так пустота в состоянии Просветления есть, но это не означает отсутствие чего-либо. Это пустота Дао. Пустота для Мастера – это отсутствие несвободы, отсутствие зависимости, это состояние ничем не занятого и необусловленного сознания. Она ничем неотличима от наполненности, но наполненности без зависимости. И ещё. Ум - это не есть состояние жизни. Ум - это состояние выживания. Ум никогда не сделает тебя счастливой. Счастье - это состояние присутствия в чём-то, сопричастности чему-то без зависимости, это состояние не-ума, т.е. владения умом без зависимости и отождествления с ним.
Елена: - Михаил, а Вы стремитесь достичь это высшее состояние Сознания?
- Скорее нет, чем да. Если вы к этому будете стремиться, вы никогда его не достигните. Усилия с какого-то момента скорее не нужны, чем нужны. У нас есть жизнь, и шанс прийти этому состояния Сознания в том, чтобы жить прямо сейчас, а не стремиться что-либо достигнуть или выжить.
Сергей: - Михаил, а можно ли предсказать, что ждёт наш мир в будущем. Будет ли то, что называют "концом света"?
- В качестве гипотезы, описывающей возможный конец света, можно рассмотреть сценарий с фазовым переходом "тонких миров". Основная идея этого сценария была предложена Олегом Олеговым на одном из физических форумов.
Сейчас, когда человек всё более и более отчуждается от себя, от своей жизни, его психика фрагментирована, разные её части, подобно лебедю, раку и щуке, тащат человека в разные стороны. Это означает нарастающий конфликт и напряжённость между различными частями психики, и рост напряжения в структуре "Я".
Из физики известно, что при достаточном градиенте энергии виртуальные состояния становятся реальными, локальными, "классическими". Градиент энергии между подсистемами и есть тот механизм, который запускает взаимодействие, приводящее к декогеренции суперпозиционного состояния и превращению его в классическое.
При каком-то пороговом значении напряжённости возможен фазовый переход, когда тонкие миры, характеризуемые высокой степенью нелокальности и квантовой запутанности перейдут в проявленное классическое состояние.
В этом случае подавленные сознанием образы, желания, архетипы коллективного бессознательного и т.д. материализуются, и все наши Страхи, Ужасы, Вожделения, Бесы станут такой же реальностью, как и та, которая нас сейчас окружает.
И в древних книгах говорилось, что перед "концом света" будет множество знамений. Знамения - это локальная материализация "сновидческих" образов и прочих структур "тонкого" мира.
Это происходит и сейчас (например, мироточение икон), только в не очень заметных масштабах, подобно тому, как превращению газа в жидкость предшествуют крошечные капельки тумана. И всевозможные полтергейсты и другие паранормальные явления происходят, как известно, вокруг людей с неуравновешенной психикой, в особенности подростков.
А когда случиться глобальный фазовый переход (этому состоянию отвечает максимальная степень классичности всех структур, составляющих Вселенную), каждый получит наяву то, о чём думает, получит материализацию тех мыслей и образов, которые в нём наиболее энергетически проявлены.
Большинство получит материализацию своих страстей (бесов), которые будут их удовлетворять, вплоть до полного распада. Кому-то это будет мучительно (материализация страхов и т.д.), кому-то - приятно. Кому-то - мучительная смертушка, кому-то - лёгкая и приятная эвтаназия.
Верующие получат по вере своей, кто-то из них увидит "второе пришествие", а кого-то будут искушать до скончания веков бесы. Но даже для увидевших "второе пришествие" и попавших в "рай" это будет лишь отсрочкой, выигрышем времени.
Из общих соображений квантовой физики можно ожидать, что движение в сторону всё большего и большего проявления локальных свойств объектов и уменьшения квантовой запутанности сменится движением в сторону растворения классической реальности, и Вселенная в конце концов перейдёт в чисто-квантовое состояние. В Веданте подобное состояние Вселенной называется периодом Великой Пралайи, когда не существует ничего проявленного, включая пространство и время. К слову, предшествующий ему период уменьшения степени запутанности, в котором мы сейчас живём, индуистами называется Манвантарой.
Реально спасутся лишь те, кто осознал своё бытие вне материальных форм, и сформировал самоосознающую себя структуру, способную быть таковой даже в чистом запутанном состоянии.
Им, по всей видимости, уготовано стать одними из Богов, ибо подобная структура в принципе способна создавать своё пространство событий, свою классическую реальность.
Таким образом, в ходе движения к периоду Великой Пралайи, когда растворяется классическая реальность, во Вселенной сохраняются лишь те структуры, которые представляют подлинную ценность для следующего витка развития. А в ходе периода Манвантары идут интенсивные взаимодействия, в ходе которых образуются новые квантовые корреляции, "обогащающие" ЧЗС Вселенной в целом. Они не могут образовываться иначе, чем в локальных взаимодействиях!
Итак, цепочка проста: ускорение технологического развития -> рост отчуждённости от жизни и себя, рост напряжённости в структуре "Я" -> фазовый переход (материализация "тонких" миров), именуемый по традиции концом света.
Валерий: - Когда мы говорили о пластах реальности, ты упомянул об оппозиции между свидетелем и свидетельствуемым, между бытиём и небытиём. Какие ещё оппозиции существуют? В чём они? Как они разрешаются?
- Разрешение оппозиций вообще - неотъемлимая часть нашей жизни, хотим мы того или не хотим. Западная психологическая культура преимущественно занимается преодолением раскола между фрагментированными частями психики, типа "не хочется, но надо", или "хочется, но вредно". Этим занимаются большинство направлений западной психологии и психотерапии. А ведь есть и другие оппозиции, - между душой и телом, организмом и средой, жизнью и смертью, свидетелем и свидетельствуемым... Например, фраза: "Я должен себя заставить!" - говорит о фрагментированности психики (кто кого должен заставлять?). А если человек говорит что-то типа "голова болит, МНЕ это мешает сосредоточиться" - это признак раскола между психикой и телом. А фраза: "дождь совсем не к стати. И дом напротив солнце закрывает" указывает на оппозицию "Я" - окружающая среда.
Из известных мне направлений западной психологии этих оппозиций частично касаются гештальт-психология, юнгианская психология, экзистенциальная психология, и соответствующие направления философии. Имейте только в виду, что далеко не все представителей этих направлений подошли к выходу за рамки указанных оппозиций в себе. Как правило, они лишь закончили соответствующие курсы и по их окончании получили документы, что прослушали такие-то дисциплины в таком-то объёме.
В других культурах может быть иначе, культурная среда может быть нацелена на преодоление человеком оппозиций на более высоком уровне. Культура древней Индии, Тибета, Китая, или живущих ныне знаменитых сновидцев племени Сеноев, - наглядный тому пример.
Их можно понять - зачем играть на двадцать копеек, когда можно сыграть на то, чтобы открыть в себе Бога, ведь разрешение оппозиций на более высоком уровне ведёт к их исчезновению на более низких! А усилия, (или, в какой-то момент, не-усилия), в общем, те же. Только в наших условиях, в отсутствии поддерживающей духовную реализацию культурной среды, зачастую агрессивной к любой "ненормальности", высокие ставки превращаются в игру ва-банк, когда выигрывают единицы, а немало остальных попадает к людям в белых халатах.
И, конечно же, все оппозиции, которые существуют внутри нас, проецируются вовне, во внешний мир. И наоборот. В результате мы видим их как противоречия между людьми, социальными группами, хищником и жертвой, и т.д.
Путь к снятию оппозиций формально прост: надо просто научиться переходить на тот уровень сознания, на ту степень квантовой запутанности с окружением, где этих оппозиций нет, где они не разделены друг с другом! Из этого состояния тебе становится легко доступным "проявление" этих оппозиций во вне в той мере, в какой это необходимо.
Конечно, с формальной точки зрения имеет смысл разрешение оппозиций на самом высоком уровне из тех, которые для тебя сейчас актуальны, из того, что выходит на первый план. Вариант, когда человек занимается чем-то "высоким", когда его беспокоит по настоящему совсем другое, просто обманка, своеобразный способ отвлечения. Человек едва ли изменится и вероятнее всего, разочаруется в практиках. Он ведь продолжает оставаться обусловленным, продолжает находиться в представлениях, что и как ему надо делать. А разрешение любых оппозиций основано на принятии происходящего, на Любви, на вхождении в момент "Сейчас".
Следование логике, когда надо что-то разрешать, расти и преодолевать в себе, чтобы чего-то достичь, ведёт к духу драматизма и депрессивности, характерной, увы, для многих направлений российской саньясы. Я считаю этот путь тупиковым. И практики, и мировоззренческие концепции желательно строить таким образом, чтобы человек мог немедленно погрузиться в радость жизни, в активность, в творчество, в Творение своего Бытия.
Александр: - В эзотерической и психологической литературе я часто встречаю термин "осознавание", он часто звучал и сегодня. Я понимаю его как наблюдение, свидетельствование. Это так?
- Почти.Но это не только наблюдение, это РАЗЛИЧЕНИЕ, то есть выделение отдельных компонент чего-то. Применительно к нам это видение своих реакций, видение составляющих своего переживания, это возможность ИССЛЕДОВАТЬ их. Это просто понимание того, что сейчас происходит вокруг тебя и с тобой. Именно происходит, происходит с твоим участием, а не "случается" с тобой. Для осознавания нужно быть внимательным ко всему, что с вами происходит. Например, если вас оскорбили - увидеть, какие мышцы и где напрягаются, как меняется дыхание, на какой мысли (типа - "так со мной нельзя. И с другими людьми - тоже. Я должен воспитать тебя. Сейчас ты получишь!") сужается ум. Исследовав своё переживание, увидев его, мы теряем зависимость от объекта, его вызвавшего. Мы попадаем в тот неизменный центр бытия, который не затрагивает никакие происходящие на периферии изменения, - которое идут, нисколько не меняя нашего состояния.
В освоении наблюдения, свидетельствования есть немало маленьких тонкостей. Часто человек говорит "я наблюдаю", а на деле он не наблюдает, а фиксирует какие-то события или свои состояния. Так происходит, когда человек целенаправленно что-то делает и видит несоответствие происходящего с тем, что он хочет. Эти несоответствия фиксируются и ощущаются как озабоченность или беспокойство. Понаблюдайте, пожалуйста, за своим дыханием - я помолчу минутку... Кто заметил, что его дыхание изменилось? (большинство поднимают руки). Вот то-то и оно. Если дыхание изменилось, это была фиксация, а не наблюдение. Для наблюдения, свидетельствования необходима высокая степень незаинтересованности в происходящем. Имейте в виду, у нас есть привычка - если мы на что-то смотрим, нам сразу хочется что-нибудь с этим сделать. А делать ничего не надо - надо просто наблюдать. Чтобы не происходило, самого наблюдателя это никак не касается. Именно отсюда и рождается знание ситуации изнутри, из несвязанности и квантовой запутанности с окружением.
Есть ещё одна типичная ошибка в освоении свидетельствования. Свидетельствование не предполагает отстранённости от собственных мыслей и эмоций, как это многие думают, и как это требуется на начальном этапе. Оно предполагает любую степень вовлечённости - полностью на ваше усмотрение. Это именно то состояние, когда абсолютный покой и сильнейшие эмоции и переживания находятся в состоянии суперпозиции, существуя одновременно и проявляясь вовне осознанно, целиком по вашему усмотрению. Срединный путь Будды в этом и состоит: вначале, пока кошка неопытна, чуть придушить мышку, чтобы не убежала далеко. А когда кошка наловчится, мыши могут резвиться, как хотят. Кошка здесь ты, мыши - твои мысли и желания
Способность к осознаванию - имманентное свойство всего сущего, которое проявлено, как уже говорилось, на разных уровнях. Осознаём мы и телом, и умом, и всеми органами чувств.
Обычный человек осознаёт себя лишь частично, он осознаёт происходящее благодаря уму. Ум - только часть сознания, сознание на уровне ума. Именно эта часть решает, что хорошо для нас, а что плохо, что надо делать, а что нет, и пытается контролировать наше поведение. Но контроль в ситуациях, требующих спонтанного действия, невозможен, - хотя в ситуациях, не требующих ничего кроме болтовни, жестикуляции или известного алгоритма поведения, ум с этой задачей вполне справляется. Мы можем решить не гневаться, не тревожится, не скучать, не ругаться с тёщей, быть счастливыми и благодушными, расслабленными и естественными, не курить, делать утром зарядку, и что? За этими решениями нет силы. Ум - самая бессильная часть нашего сознания. Ум может решать, но у него нет силы воплотить в жизнь свои решения. Почти вся сила и энергия находится в подсознании, и реальное осуществление всех наших действий осуществляется именно там. Эта часть имеет энергию - но она слепа, она не может решать. Мы сознательно принимаем те или иные решения, но исполняет их наше бессознательное.
Ум пытается контролировать работу подсознания, но полный контроль невозможен: часть (сознание ума) не может контролировать сцепленное с нами Целое. И возникает конфликт между нашей сознательной и бессознательной частью, конфликт между мыслью и желанием, мыслью и действием. Вы можете пытаться усилить контроль над своими желаниями и действиями, но чем более вы в этом преуспеете, тем более искусственными, шизофреничными, фальшивыми и лицемерными вы станете. Вы будете искать и примерять к себе всевозможные роли и маски, - и в конце концов потеряете своё подлинное бытиё.
Выйти из этого конфликта можно двумя путями. Первый - это убрать контроль ума и превратится в целостное, но бессознательное животное. Способов тут немеряно, и алкоголь - только один из них. Второй - сделать бессознательное сознательным, осознать его. И осознать работу ума. Нужно увидеть и пережить внутренние конфликты, осознать их, направить к ним улыбку и приятие - это и откроет дорогу сознательному, сознательному на гораздо более высоком уровне, чем сознание ума. Именно такой путь прошли Будда и Христос, Лао-цзы и Бодхидхарма… Возможность же перепрограммировать ум так, чтобы уменьшить конфликты между ним и бессознательным (этим занимаются многие направления психологии, НЛП и т.д.) - это только отсрочка, заметание мусора под ковёр, ведь человек всё равно остаётся бессознательным по отношению к этим видоизменённым программам.
В процессе осознавания бессознательное растворяется в сознательном, исчезает наша обусловленность внешним и автоматизм реакций. Мы становимся более свободными и цельными, внутри у нас всё меньше и меньше конфликтов. В пределе мы осознаём себя не как тело, не как ум, не как совокупность представлений о себе, а как Сознание, которое было, есть и будет всегда.
К слову сказать, очарование опасности и риска в том и состоит, что нет времени на размышления, мы вынуждены действовать сразу, спонтанно. Вместо мысленной жвачки происходит узнавание себя в спонтанности, вне ума… и мы потом долго вспоминаем эти моменты как моменты подлинной жизни. Подлинная жизнь - это жизнь в спонтанности, вне контроля представлений, которые стали барьером между нами и миром. И мы на занятиях, как вы заметили, часто требуем такого выполнения упражнений, чтобы оценивающий ум не успел включиться, зафиксировать что-то, стать барьером. Поэтому многие наши техники, типа шутливого зеркаленья происходящего вокруг, дают практически мгновенный эффект за счёт снятия фиксаций ума, идущих от представления о значимости тех или иных объектов. Вспомним, к примеру, нашу практику работы с метками. Метки - это что? Это те объекты вокруг нас (стол, яблоко, дверь, тёща…), которые фиксируются нашим сознанием. Это объекты, значимые для нас. Иначе говоря, это объекты, которые меняют наше состояние. В чём состояла практика работы с ними? Нам надо было слиться с метками, съесть их, и, таким образом, перестать их фиксировать как что-то внешнее и значимое для нас. Другими словами, наше состояние не должно зависеть от них, наше восприятие должно стать безоценочным.
А когда мы перестаём цепляется вниманием за что-то внешнее, мы мало-помалу попадаем в центр Сознания, центр Бытия. Ведь наша душа, как мы уже говорили, состоит из того, на что направлено наше внимание - точно так же, как тело состоит из того, что мы едим. Направив внимание на Вечное и Неизменное, мы им и станем. Так и осуществляется постепенное движение от бессознательности к осознанности - если, конечно, правильно этим пользоваться. А правильно - это значит просто исследовать, осознавать себя, не стараясь чего-либо получить, привязаться к каким-то ожиданиям, причинам и следствиям.
Хочу также, на всякий случай, сказать, что мы вовсе не призываем отказаться от ума или чего-то ещё. Речь идёт об отказе к привязанности и обусловленности ими, от отождествления с ними.
Вопрос здесь простой, - или ты владеешь своими представлениями, или они владеют тобой. Или ты имеешь знания, или знания имеют тебя. Либо ты ешь курочку, и курочка становится тобой, либо курочка ест тебя, и ты становишься курочкой.
Чтобы обрести, необходимо потерять, иначе не бывает. Потерять ум - значит потерять отождествление с ним, но не его самого.
Это на словах легко и просто, в действительности это означает пройти через смерть, смерть эго, которая порой страшит ничуть не менее, чем физическая смерть. Это та смерть, без которой невозможно "второе рождение", рождение в Духе. Как эту смерть можно назвать, если не "смерть ума"?
Сергей: Михаил, а что Вы думаете о применении различных препаратов, способствующих попаданию на иные пласты реальности и получению соответствующего опыта?
- Я их не использую, и ничего из своего опыта сказать не могу. То, что я наблюдал или слышал от других - человек может действительно после употребления псилобицинов, ЛСД или марихуаны попасть на иные пласты реальности, только он не имеет там воли, жизненной энергии. Куда попадёт, туда попадёт, что с ним будет, то и будет. Шансы примерно пятьдесят на пятьдесят - с одной стороны, ты лишаешься воли, с другой стороны, можешь попасть на "аудиенцию" к высшему существу, и увидеть новые возможности. Только как их достичь, если нет Воли?
Дмитрий: Михаил, а не происходит ли так, что квантовое рассмотрение справедливо для маленьких масштабов, а для обычных, привычных для нас, оно переходит в классическое, и никаких особенностей, о которых ты говорил, в привычном для нас мире нет?
- Действительно, при выполнении некоторых условий, а именно - малость изменения потенциальной энергии на масштабах длины волны де Бройля, - уравнения квантовой механики (КМ) переходят в уравнения классической физики, и уравнения движения макроскопических тел возникают как предельный переход уравнений КМ (так называемая теорема Эренфеста).
Это вовсе не значит, что квантовых свойств в "привычном для нас мире" нет. Например, спектр излучения Солнца, как и лампочки, как и атома водорода, описывается исключительно квантовыми формулами, а самый обычный магнит своему существованию обязан исключительно квантовым эффектам.
Но дело даже не в этом. Основной квантовый дуализм, это не дуализм "волна-частица", как считалось вплоть до 80-х годов прошлого века, а дуализм "локальность-нелокальность". Этот дуализм существует для всех тел, всех частиц. Сейчас я, как локальный объект, стою перед вами. А как квантово-нелокальная структура присутствую "везде и всегда".
Валентина: - Михаил, а существует ли Вселенная без наблюдателя?
- Без наблюдателя мир и существует, и не существует. Любая замкнутая система находится в чистом запутанном состоянии, и в ней нет никаких локальных, классических объектов. Локальные (классические) объекты существуют только для подсистем (наблюдателей), обменивающихся между собой энергией.
Мы всегда можем (формально) выделить в мире какой-то объёкт (подсистему), и этот объект + оставшаяся часть Вселенной и образуют замкнутую систему, в которой сохраняется когерентность состояний. Вот этот объект и является наблюдателем, он способен при взаимодействии разделять компоненты вектора состояния в оставшейся части Вселенной. Этих наблюдателей - бесконечное множество, но их, в некотором смысле, нет - есть только целостная система, а наблюдатели существуют только друг для друга. Каждый наблюдатель создаёт свой собственный мир, но другие наблюдатели также принимают в этом участие. Так что Вселенная существует и благодаря нам с вами!
То, о чём мы сегодня говорили - во многом игры ума, игры ума на уровне представлений квантовой физики, многие из которых, правда, подтверждены экспериментально.
А не являются играми ума свидетельствования мистиков. Будда просмотрел миллионы иллюзорных миров. Мистики сходятся, что существует только Единое. Это много тысяч лет назад было сформулировано в знаменитом высказывании "Тат твам аси", что в переводе с санскрита означает "Это - ТО", или "Ты - тот". Единое называют по-разному, чаще всего, в последнее время, его зовут Сознание. Мы называем его ЧЗС Вселенной в целом.
Валентина: - Михаил, а почему же все люди воспринимают мир примерно одинаково, если мир каждого наблюдателя, как ты говоришь, субъективен?
- Хороший вопрос. Органы восприятия и накопления информации об окружающем мире у людей в целом довольно похожи, они чаще всего имеют дело с объектами с высоким уровнем классических корреляций, когда взаимодействие с окружением "уже" сделало их локальными и классическими. Вот и выходит, что миры, в которых оказываются люди, довольно похожи. Однако причина иллюзии "объективности" мира не только в этом. Она в тех фиксациях нашего внимания, которые социально обусловлены, она в общей системе понятий, которой пользуется человечество, и постоянном внутреннем диалоге почти каждого из нас. Эти причины и фиксируют точку сборки практически всех людей в очень близкой позиции, не позволяя большинству людей смотреть на мир из других участков спектра сознания.
Многие слышали о возможности двигать точку сборки, собирая таким образом самые различные миры вокруг себя. Я читал подобные описания у Кастанеды и Мареза, и сам могу вполне свободно перемещаться по первым шести каналам человеческого восприятия, о которых мы говорили. Также, в порядке эксперимента, я не раз попадал на полосы звериного восприятия. Мир там выглядит совсем иначе. Помимо этого, данные этнопсихологии и психологии первобытных племён говорят о том, что даже особями вида homo sapiens мир воспринимается очень по-разному.
Александр: - Михаил, а можно ли сказать, что такое физическая смерть, и что нас ждёт после неё?
- Это непростой вопрос для живущего. Попробую всё же ответить.
Как мы уже говорили, любой объект представляет совокупность квантовых полей, отличающихся энергией взаимодействия друг с другом и окружением. Та часть полей, которая наиболее сильно взаимодействует с окружением, характеризуется низкой степенью запутанности и переходит в проявленное, локальное, классическое состояние. А та часть полей, которая взаимодействует с окружением слабо, характеризуется высокой степенью запутанности и остаётся в нелокальном, суперпозиционном состоянии.
Между этими уровнями бытия могут быть все промежуточные звенья, отличающиеся по энергии взаимодействия, - и, стало быть, по степени запутанности и нелокальности. Для каждого "звена" из этой цепочки существует своё пространство событий, со своей метрикой пространства и времени, где и реализуется его Бытиё.
Напомню, что в "этом мире" измерения (наблюдения) мы проводим не над всеми квантовыми полями, а только над теми, которые характеризуются достаточно сильной энергией взаимодействия с нами или нашими измерительными приборами. В результате этих измерений мы переводим объект из квантового состояния в смешанное и видим, к примеру, ствол дерева, осязаем его, чувствуем запах и т.д.
По школьной привычке многие считают, что физические поля возникают как результат взаимодействия "плотной" материи, - электронов, атомов, ядер и т.д. То есть вещество первично, а поле вторично. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, что с разрушением материальной формы ВСЕ поля, соответствующие данному объекту исчезают. Это не так, вещество и элементарные частицы точно так же могут быть описаны как возбуждения квантовых полей (так называемое представление вторичного квантования). Эти два способа описания совершенно равноправны, иногда удобнее использовать первый способ, иногда - второй. Поля и частицы - это не разные объекты, а разные способы описания одного и того же объекта. По большому счёту, материальная структура тел, включая частицы, атомы и т.д., не является их "исходным" свойством, а возникает как один из возможных результатов взаимодействия с окружением суперпозиционного квантового состояния. То есть всё зависит от наблюдателя: возьмёт он в руки один прибор, и не увидит никаких "твёрдых" частиц, мир предстанет в виде волн и полевых структур. Возьмёт другой - и увидит "плотные" объекты.
То есть, когда какой-либо объект "умирает" в материальном мире, мы можем лишь сказать, что характеристики "плотной" части квантовых полей данного объекта существенно меняются. Квантовые поля, характеризуемые меньшей энергией взаимодействия, остаются вне нашего инструментального наблюдения.
Из общих соображений квантовой теории информации и теории декогеренции можно сказать, что в этих полях может храниться значительная часть информация о жизни объекта, и они могут сохраняться неизмеримо дольше, чем его материальная форма, ибо они гораздо слабее взаимодействуют с окружением. Измерения с использованием эффекта Кирлиан подтверждают это: например, если обрезать часть живого листа, то кирлиановское изображение долгое время будет показывать целый лист.
Конечно, в этих полях записывается не вся информация, а некое её усреднение. Процессы, идущие с большой скоростью, присущей более "плотным" полям в силу большей энергии взаимодействия, не могут оставить след в более "тонких" слоях. Это похоже на то, как кинокамера, снимающая костёр, записывает только информацию о форме, цвете и яркости огня, но не способна записывать координаты и импульсы всех молекул и атомов, участвующих в процессе.
Без сомнений, эти "тонкие" поля могут взаимодействовать с тем, что мы называем материальным миром. И способны как передавать ему обратно накопленную информацию, так и взаимодействовать с другими образованиями, в том числе и более "тонкими", отдавая что-то им и получая что-то от них.
Если и эти поля "погибнут" в результате взаимодействия со своим окружением – найдутся ещё более слабо взаимодействующие поля, в которые запишется часть информация из этих. Они будут ещё более нелокальны. И тоже будут взаимодействовать – и с более "грубыми" по отношению к ним полями, и с более "тонкими", и себе подобными.
В цепочки таких полей есть предел, который мистики называют Единым и Нерождённым, а мы называем чистым запутанным состоянием Вселенной в целом.
То есть, мы имеем два полюса: с одной стороны, существующее вне времени и пространства полностью запутанное состояние, квантово-коррелированное со всем сущим и способное проявиться в классическом состоянии в произвольном месте и времени (в терминологии мистиков - Нирвана, Бог, Сознание). С другой стороны, - сильно взаимодействующие поля с высоким уровнем классических корреляций и причинно-следственных связей (Дьявол, Разделённость, Сансара), проявляемые локально, в определённом месте и времени. Эволюция "сансарических" структур во многом предопределена историей их возникновения, этот детерминизм на востоке часто называют Кармой. Конечно же, существование Нирваны (ЧЗС Вселенной в целом) невозможно без сансарических структур, ибо квантовые корреляции образуются ТОЛЬКО в ходе локальных взаимодействий.
В любом случае, каждая материальная или полевая структура одной своей стороной, через квантовые корреляции и более нелокальных соседей повёрнута в сторону связи всего со всем (Богу, полностью квантово-коррелированному состоянию), а другой стороной, через классические корреляции, повёрнута к разделённости, миру детерминизма, изолированности и борьбы. Эти силы всюду и везде абсолютно уравновешены, и каждый волен сам выбрать, в какую сторону ему идти.
Так что, в некотором смысле, можно сказать, что мы никогда не рождались и никогда не умрём. Рождается и умирает только наша часть, отвечающая наиболее быстрой и энергетически насыщенной части бытия.
Осознать это может только человек. Каждому пласту квантовых полей отвечает свой уровень сознания (то есть способности различать и записывать в себе информацию об окружении), но только у человека есть возможность прямого контакта со всеми из них. И возможность увидеть своё подлинное бытиё, бытиё вне рождения и смерти тела, ещё при жизни.
Однако вопрос Александра, как я понимаю, был задан более конкретно, - что мы увидим и почувствуем после смерти. Это большая тема, в двух словах её не раскроешь. Интересующиеся могут обратиться к описаниям Эммануила Сведенборга, Тибетской книги мёртвых или Роберта Монро. Только имейте в виду, что очень много определяется культурной средой, в которой человек жил, и соответствующими стереотипами. С этих позиций, нам наиболее близки описания Роберта Монро, сделанные им в "Далёких путешествиях". Хотя наиболее точное описание, на мой взгляд - правда, применительно к культурной среде средневекового Тибета - дано в "Тибетской книге мёртвых".
Добавлю, что тот слой посмертного бытия, в котором мы окажемся, "выберут" привязки нашего сознания и энергия этих привязок. Мы будем подобны шарику, помещённому в раствор соли переменной плотности, и шарик зависнет там, где его плотность (=энергия привязок) совпадёт с плотностью раствора. А каждый там увидит своё, уже в зависимости от ментальных и прочих стереотипов.
Каждый, в некотором смысле, попадёт в "рай" и получит то, о чём мечтал - только кому-то это будет радостью, а кому-то мучением. Например, в нижних слоях (что-то типа чистилища) человек будет видеть предмет своего вожделения, но удовлетвориться не сможет, ибо тела нет, и насыщение не наступает. И это мучение будет продолжаться до тех пор, пока привязки не будут прожиты, и человек не откажется от них.
Впрочем, каждый сам может прикинуть, какие привязки у него наиболее сильны, и где он окажется. Хорошо бы прожить и отказаться от этих привязок "ещё при этой жизни", - не только потому, что там, в посмертии, всё происходит гораздо медленнее. Тот, кто узнал, что такое Жизнь вне представлений ума о ней, уже не боится смерти. Более того, Смерть для этого человека может стать лучшим защитником Жизни и Свободы.
На всякий случай подчеркну, что я совсем не имею в виду отказ от удовольствий, я имею в виду отказ от привязанности к ним и обусловленности ими. Только когда человек становится рабом своих удовольствий, они могут стать разрушительными.
Нам выпал Козырной Туз, что мы родились людьми, а как им распорядиться, исключительно дело каждого.
Марина: - А с чем мы сталкиваемся во снах? Вещие сны - это тоже проявление нелокальности "тонких миров"?
- Там мы сталкиваемся с тем уровнем реальности, на котором активно наше сознание. Днём наше внимание направлено на активное получение информации о предметном мире, и дневное сознание как подсистема активно с ним взаимодействует. Поскольку предметный мир характеризуется низкой степенью запутанности, наблюдаемая всеми реальность в "дневном" сознании довольно похожа. Во сне же сознание перемещается на восприятие более слабых по энергии взаимодействия структур, и здесь уже велика доля суперпозиционных, нелокальных состояний. Поэтому общей реальности здесь нет, а есть лишь большой набор потенциально возможных "картинок", которые мы можем видеть. Аналогичная ситуация имеет место и в посмертном бытии, но там сознание свободно от влияния процессов, связанных с физиологической деятельностью тела.
Видимый во сне набор "картинок" определяется как плотностью энергии того уровня реальности, на котором активно наше сознание, так и избирательной активностью самого сознания, "извлекающего" в процессе взаимодействия с окружением те или иные сюжеты. Обычно этот выбор происходит неосознанно, однако во время осознанных сновидений ты можешь "проснуться во сне" (зная, что спишь), и тогда сознание берёт контроль за своей деятельностью. В этом случае появляются удивительные возможности выбора той реальности, в которой ты находишься. Ты можешь создавать те или иные миры вокруг себя, свободно путешествовать по ним, встречаться с кем хочешь, искать необычные приключения. Для этого надо не так уж и много: "проснуться" во сне, и понять, что ты это можешь. Те, кто с этим сталкивался, знают, насколько это впечатляет.
Любители осознанных сновидений и астральных путешествий часто даже считают, что путешествуют по различным "объективно существующим" мирам и рисуют всевозможные карты и схемы. Это почти так при путешествиях в наиболее "плотных" слоях сновидческого пространства, где степень запутанности низка, высок уровень классических корреляций, и реальности, видимые различными наблюдателями, "похожи". Однако, в менее плотных слоях карты почти бесполезны, ибо сновидческие и посмертные миры по сути являются твоими ментальными проекциями и возникают в ходе управляемой или неуправляемой декогеренции суперпозиционного состояния окружения в ходе взаимодействия с твоим сознанием, как самоосознающей себя структурой.Карта сновидческой реальности превращается в карту участков твоего сознания! Конечно же, чем на более "тонких" пластах реальности ты находишься, тем больше у тебя возможностей для творчества в плане создания окружающей реальности. Как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны
Во снах, как осознанных, так и нет, мы имеем дело со структурами, характеризуемыми большей степенью запутанности, нежели в "дневной" жизни. В силу их нелокальности в них может содержаться информация как о прошлых, так и будущих событиях. Если речь идёт об "овладении технологией" вещих снов, то стоит отметить, что необходимо уметь не только попасть на тот уровень реальности, где информация об этих событиях "уже есть", но и перезаписать эту информацию на более "плотные" слои сознания, на которых происходит пробуждение. С настройкой на будущие события и их планированием в ходе снов еженощно сталкивается любой из нас, но мало кто помнит об этом поутру. Как и приснившихся ему 7-8 снов.
И - хочу предупредить. Не следует "управлять" сновидениями. При некоторой практике, управлять ими в какой-то момент покажется просто, но это будет простота матроса Железняка, заявляющего Учредительному собранию: "Караул устал". Дню - дневное, ночи - ночное. Лучшее, на мой взгляд - это сознательно и полностью отдаться стихии сна, зная, что ты спишь.
Марина: - Михаил, а если приснился вещий сон, можно ли каких-то событий из него избежать?
- Конечно. Когда кто-то предсказывает будущее событие он, по сути, создаёт его. Нет никакой разницы между предсказанием события и тем, чтобы заставить его свершиться, в обоих случаях мы взаимодействуем с тонкими пластами реальности. В ходе нашего взаимодействия с ними возникают те или иные классические корреляции, которые по квантовому каналу оказывают влияние на плотный мир. То есть, если ты можешь вызвать какое-либо событие, ты можешь точно так же не вызывать его. Для этого необходимо лишь растворить свою озабоченность, обусловленность им, - например, осознанно проиграв это событие или свои опасения наяву, - и перейти на другую линию течения событий. Желательно проиграть не формально, а пропустить через себя Поток.
Чуть поясню. Поток - это когда "Остапа несло", и ты играешь не от себя, не от своих представлений о ситуации, а от некой пробудившейся в тебе внеличностной силы, испытывая при этом радость реализации и насыщенность жизни. Только пребывание в Потоке по настоящему трансформирует человека и сценарий его жизни. Можно даже не отыгрывать сон - даже кратковременное вхождение в любой Поток, отличный от привычного, способно трансформировать сценарий жизни. Признак того, что "работа" прошла успешно, прост. Ты этот вопрос можешь спокойно обсуждать, но он тебя больше не занимает. Ты вышел из обусловленности им.
Александр: - Михаил, а эгрегоры, бесы и т.д. - это всё тоже можно рассматривать как объекты тонкого мира, которые мы создаём своими мыслями?
- Да, совершенно верно. Наиболее сильные эгрегоры создаются на тонком плане реальности, когда много людей думают в одном направлении, и при этом мысли имеют мощную эмоциональную энергетическую поддержку. Подобные эгрегоры способны к достаточно автономному существованию и могут оказывать заметное влияние на "плотный" мир. Механизм подобного влияния осуществляется через квантово-коррелированные состояния, и совершенно аналогичен влиянию манипуляций Пети на результаты измерений Васи, о которых мы когда-то говорили. Иначе говоря, эгрегоры способны к созданию "чудес" в предметном мире.
Каждый из нас взаимодействует с множеством эгрегоров разного уровня, только редко у кого это взаимодействие происходит осознанно. Имейте в виду - любому эгрегору для выживания нужны неравнодушные к нему люди, а вовсе не только сторонники. Борясь с эгрегором, вы его только укрепляете своей энергией. Если вы заметили, что попали под влияние какого-то из них и хотите выйти, - просто уходите, улыбаясь и никак к нему не относясь.
Что же касается "бесов", то я никогда не сталкивался с ними как с проявлением хорошо организованной злой воли. Более того, организованная "злая воля" представляется мне на тонком плане невозможной, или возможной только как твоя проекция, как проекция твоих ментальных установок. Скорее, бесы, - это сгустки нашей жизненной энергии, это продолжение наших страстей на тонком плане - особенно страстей, которые нацелены на что-то одно. В некоторых случаях подобные "бесы" имеют достаточно автономное существование.
Также, "бесами" можно назвать и достаточно примитивные структуры тонкого плана, питающиеся исходящими от нас потоками "грубых" энергий, - такими как гнев, ревность, ненависть, одержимость той или иной идеей, страх и т.д., и даже иногда умеющие провоцировать эти чувства, стимулировать свой источник корма. Они выполняют позитивную функцию, "поедая" избыточные потенциалы энергии, - хотя, конечно, могут доставлять своему "кормильцу" определённый дискомфорт. Подобные избыточные потенциалы обычно возникают из-за конфликтов между различными частями нашей психики, когда одно желание вступает в конфликт с другим, или при различных драматических обстоятельствах. Наши чувства вообще являются важным источником энергии на тонких планах существования, и мы чем-то напоминаем баранов, которых разводят, чтобы иметь достаточно шерсти. Однако, у каждого из нас есть возможность искать проход к свободе и пройти через него.
Изгнать подобных бесов у того или иного человека возможно и иногда даже довольно легко, только обычно это не имеет никакого смысла. Свято место пусто не бывает, и через непродолжительное время всё возвращается на круги своя. Правда, за это время человек иногда может что-либо понять, и почувствовать вкус к другой жизни. По настоящему избавиться от паразитирующих на нём бесов может только сам человек, через рост осознанности.
Феликс: - Михаил, а связана ли как-то гипотеза множественных вселенных Эверетта с той концепцией, о которой ты рассказывал?
- Правильнее говорить о многомировой интерпретации квантовой механики, а не о гипотезе множественных вселенных. Согласно концепции Эверетта, каждая из компонент суперпозиции описывает целый мир, и ни одна из компонент не имеет преимущества перед другой.
С математической точки зрения, это просто другая формулировка квантовой механики. Если обычно задают вопрос, с какой вероятностью произойдёт то или иное событие, то в интерпретации Эверетта вопрос ставят чуть иначе: с какой вероятностью наблюдатель попадает в тот или иной мир? В этой интерпретации реализуются ВСЕ возможные исходы любого события, в то время как в традиционной интерпретации - только один, и мы можем предсказать только вероятность этого исхода. На вопрос о том, как происходит селекция возможных альтернатив (радиоактивное ядро распадётся через час или через секунду) в традиционной интерпретации квантовой механики нет ответа, её даёт теория декогеренции: в совокупной системе, содержащей и измерительный прибор, и наблюдателя, отражены все возможные альтернативы измерения, и только дальнейшее взаимодействие наблюдателя с окружением выделяет (для него) одну из них. В интерпретации Эверетта ответ другой: реализуются все исходы, только в разных мирах. А число миров, в которых произошло то или иное событие, пропорционально его вероятности.
Воззрения, о которых сегодня шла речь, можно перевести и на язык многомировой интерпретации квантовой механики. Например, создание того или иного "субъективного" мира будет просто означать попадание в один из бесчисленных эвереттовских миров.
На мой взгляд, перспективы концепции Эверетта в нынешнем виде ограничены. Она классична в том смысле, что подменяет нелокальность квантового мира на совокупность классических миров. Единственный плюс этого в том, что облегчается восприятие некоторых идей квантовой механики.
Гость: - Михаил, а какой в этом всём смысл? Где Будда? Он растворился в каждом из нас?
- Принц Гаутама и Иисус из Назарета давно умерли, - а Будда и Христос никогда нас не покидали. Первые имена - имена индивидуальностей, вторые – синонимы Сознания.
Целое рождает разделённые структуры, игру и противоречия между ними.
А затем эти структуры возвращаются в Целое, и оно получается уже "другим".
В квантовой механике существует утверждение о том, что полное знание о состоянии всей системы недостаточно для такого же полного знания о состоянии её частей. Так что, проходя через игры, проходя через разделённость и возвращаясь к Целостности, мы приносим ей в дар Знание.
Будда - тот, кто вернулся. Теперь он - в нас, мы - в нём.
Это только один из возможных ответов.
Гость: - Согласен. Получается, что есть система, частью которой мы являемся, мы ее изучаем, становимся целым, после - снова разделение и игра. Это и есть беконечное самопознание. Человек - Будда - человек - Будда - ....
Вопрос такой: с точки зрения системы или скорее системы стоящей над ней, какая у нее может быть цель?
- Я процитирую любимого мной Рам Дасса, "Зерно на мельницу". Я не могу ответить лучше.
«Почему все это началось? Почему мы оставили Бога, прежде всего?»
Этот вопрос — вопрос последний, и ответ Будды на этот вопрос был таким: «Это не ваше дело». И это не шутливый ответ. Он заявляет, что ваш субъектно-объектный ум не может знать ответ на этот вопрос. Это ответ, которым вы можете быть, а не знать, так как для того, чтобы это знать, вы должны были стать тем, с чего это возникло, но вы этим не являетесь, поскольку вы задаете этот вопрос. Это один из тех абсурдов, на которые вы ловитесь. Есть дюжина разных ответов, и все они в равной степени реальны и нереальны. Вы можете сказать, что Бог принял форму, чтобы познать самого себя, что он должен был разделиться, чтобы себя узреть. Или же можно сказать, что поскольку на ином уровне реальности времени нет, то ничего и не произошло. Это тоже реальный ответ. Все это — обоснованные ответы на том или ином уровне реальности. Всякий уровень имеет свой ответ на этот вопрос, но, поистине, вопрос этот непознаваем, пока вы не вышли за пределы своих уровней, потому что любой ответ, который вы даете, просто питает ваш ум с того или иного уровня, и все они лишь относительно верны. Сейчас все это звучит так, будто это вопрос неподходящий. Вы продолжаете спрашивать, но ответа не получаете. Я имею в виду — не только от меня, вы просто не получите ответа.
Гость: - Спасибо, это именно тот ответ, который я хотел получить. Ещё вопрос, более узкий: в чём может быть смысл нашего прихода в "плотный" мир? Ведь, как я понимаю, душа или та структура, которая ближе к нашему истинному "я", имеет свободу выбора, и вполне могла бы остаться на гораздо более комфортных пластах существования и развиваться там?
- Не следует думать, что выбор души попасть в "плотный" мир всегда осознан или обусловлен исключительно "высшими" соображениями. Абсолютное большинство "душ" попадает сюда просто потому, что их что-то привлекает в этом мире, привлекает его яркость и энергия, притягивают какие-то ситуации.
А если говорить о "высших соображениях", то они могут быть вызваны возможностью тренировки ума как инструмента, позволяющего "собирать" воспринимаемую тобой реальность, позволяющего творить тот слой мира, в котором ты находишься, по своему вкусу. Ум как инструмент может работать на любом пласте существования, но для "тренировки" ему необходимы пласты существования с жёсткой детерменированностью, жёсткими причинно-следственными связями, когда декогеренция УЖЕ выделила объекты окружающего мира и УЖЕ установила правила взаимовлияния объектов друг на друга. Именно в этих условиях появляется возможность моделирования ситуации и выстраивания сложных ментальных конструкций. В более "тонких" пластах реальности подобная тренировка представляется затруднительной, ибо там нет "готовых" объектов (как часто их нет в осознанном сновидении), и нет определённых взаимоотношений между ними.
Конечно, у такой "тренировки" есть и минусы, а именно возможность полной зависимости человека от его собственных представлений, полная обусловленность и роботизированность ими. Через это, похоже, проходит каждый, и даже не замечает до поры до времени, насколько он зомбирован и практически всегда находится в уме, в своих представлениях о мире. В этот период не он имеет ум и знания, а ум и знания имеют его, человек полностью забывает, кто он есть на самом деле. Его привлекают всё новые и новые возможности, ситуации и перспективы, но каждый раз, даже достигая их, он не получает настоящего удовлетворения. Или оно оказывается очень недолгим. И в какой-то момент человек начинает понимать, что зашёл в тупик, что он лишился Существования и Жизни, заменив их планами и целями. Что существуют пласты реальности, где интеллект бессилен, что существует что-то другое, неизмеримо более глубокое и тонкое. С этого момента начинается движение в обратную сторону, в сторону целостности, растворения бессознательности, овладения умом как инструментом.
Ещё раз, - не следует думать, что мы пришли сюда только для того, чтобы учиться, и будем пожинать плоды этой учёбы когда-то потом, на "небесах". Мы пришли свободными, пришли, чтобы играть, творить, любить и создавать реальность по своему усмотрению. Если кто-то забывает о своей свободе - это его право. И в этом тоже Свобода. Она даже в том, что можно сколько угодно ходить кругами по тюремному двору, не замечая, что никакого забора нет и не было.
Валерий: - Какая есть литература по тем темам, о которых мы говорили?
- По квантовой механике хорошей популярной литературы на русском языке я не знаю. Могу порекомендовать фейнмановские лекции по физике, особенно главы 37, 38 с хорошим введением в неё и подробным описанием двухщелевого эксперимента. Современному состоянию и концептуальным вопросам квантовой теории посвящён обзор W.H. Zurek, "Decoherence, einselection, and the quantum origins of the classical", Rev. Mod. Phys. 75, 715 (2003), архивную версию которого можно свободно скачать, http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0105127. Связи квантовой и мистической картин мира посвящён прекрасный сайт Сергея Доронина, http://physmag.h1.ru/, который очень советую посетить. Как и форум на этом же сайте.
По теории относительности есть великолепная книжка Э. Тейлора, Дж. Уилера "Физика пространства-времени". Она читается, как сказка! Многие вопросы о связи квантовой физики и восточных учений затронуты в книжке Ф. Капры "Дао физики", но многие физические теории, на которых базировался Капра, к настоящему времени устарели. Да и копает Капра не слишком глубоко, чаще на уровне внешнего сходства. О параллелях между квантовой физикой и психологией имеется неплохая книга Р. Уилсона "Квантовая психология", можно также указать на книги С. Волинского. Вопросы трансформации и трансценденции сознании освещены в книгах Мастера Сии "Найти Потерянный рай" и "Трансформация сознания" и, особенно, "112 способов умереть" (они есть на сайте http://www.sia.com.ua/). Также, рекомендую книгу Экхарта Толле "Сила момента сейчас" и Рам Дасса, "Зерно на мельницу". Совершенно восхитительные сутры Будды и Патриархов Дзен можно найти на сайте http://klein.zen.ru/ А информация о нашей версии системы Симорон есть на сайте http://simoron.dax.ru