Калининградская региональная общественная
организация предпринимателей
«Янтарный Союз»
№ 54
от «25» сентября 2006 г
В службу экономической безопасности России
Оперуполномоченному 5 отдела управления «К»
Матвиенко Илье Александровичу
_________________________________________
E-mail: il.kr@mail.ru
МТ +74956231071
РТ 8 (495) 914 21 20
Уважаемый Илья Александрович!
По существу Ваших вопросов поясняю следующее:
После упразднения федеральным правительством отраслевых министерств ситуация в янтарной отрасли, как сегменте промышленности перестала быть управляемой и негативные явления стали расти по экспоненте.
Стала очевидной необходимость сбора информации, которая бы позволила остановить отраслевой кризис. C этой целью, руководитель Янтарного Союза поручил собрать, по сути дела, пакет документов отраслевого министерства, что и было осуществлено в рамках двух арбитражных дел и антимонопольного дела № 12 в отношении ГУП «Калининградский Янтарный комбинат», а затем последовали обращения Янтарного Союза в различные органы государственного управления с мотивированными обращениями.
29 июля 2005 г. «Янтарный Союз» обратился в Правительство РФ с Заявлением «О необходимости государственного регулирования цен на янтарное сырье на внутреннем рынке страны, установлении предельных нормативов рентабельности для предприятий, добывающих янтарное сырье, мерах законодательного и иного обеспечения.»
Согласно электронного письма от 16 августа 2005 года, указанное обращение принято к рассмотрению Правительством РФ за №2005-11382.
По смыслу указанного обращения Правительству предложено сформировать
федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья, полномочия которого передать Администрации Калининградской области.
9 октября 2005 года «Янтарный Союз» обратился к губернатору Калининградской области Боосу Георгию Валентиновичу с Заявлением (вх. № 7374-1/16 от 18 октября 2005 г) «О текущем состоянии дел в янтарной отрасли, проблемам и вариантах их решения» в котором внимание губернатора обращалось на необходимость создания в Администрации Калининградской области (Правительстве) постоянно действующей структуры по регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья, поскольку в рамках указанной структуры, можно было бы решать вопросы накопления юридически допустимой и значимой информации относительно всех проблем янтарной отрасли.
В этом же заявлении отмечалось, что :
- Отсутствие такой информации полученной в соответствии с правилами
делопроизводства, приводит к невозможности решения проблем янтарной отрасли юридическими средствами.
-Отсутствие постоянно действующей структуры Администрации области по регулированию естественных монополий в сфере добычи, с правами и функциями федеральной структуры, исключат накопление, хранение и использование юридически значимой информации, необходимой для защиты интересов отечественных производителей.
В целях вывода янтарной отрасли из системного кризиса предлагалось:
1 - Администрации (Правительству) Калининградской области и Правительству РФ:
(в рамках принятого к рассмотрению Правительством РФ обращения Янтарного Союза от 29 июля 2005 г. « О необходимости государственного регулирования цен на янтарное сырье…» их вх. № 2005 - 11382 от 16 августа 2005 года ).
- создать при администрации области федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья, с функцией государственного регулирование цен на янтарное сырье на внутреннем рынке страны, а так же принять меры законодательного и иного обеспечения, в соответствии с представляемыми документами.
( До настоящего времени такой орган не создан, по мнению Правительства Калининградской области это должна быть биржа, что вступает в противоречие с антимонопольным законодательством )
2 - Поручить правовому управлению Администрации области проверить соответствие закону правовой позиции Калининградского УФАС в связи с не рассмотрением заявления Янтарного Союза от 8 декабря 2004 года «О создании и развитии параллельной структуры в сфере добычи янтарного сырья и его обращения за счет централизованных инвестиций»
(Заявление вносилось Янтарным Союзом в рамках дела № 12 вх. №1277/02 от 8 декабря 2004 года).
( До настоящего времени заявление не рассмотрено, а дело №12 в рамках которого вносилось заявление необоснованно прекращено Калининградским УФАС )
3. Рекомендовать Правительству РФ:
- создать и развить в Калининградской области параллельные структуры в сфере производства (добычи янтарного сырья) и его обращения за счет централизованных инвестиций в размере 5 млн. долларов, при ожидаемой прибыли в 35 млн. долларов, согласно экспертной оценки ЮНИДО - структурного подразделения ООН по промышленному развитию. (Оригинал экспертного заключения имеется в администрации области)
( До настоящего времени Калининградский УФАС не выдал надлежащую рекомендацию по закону исполнительным органам власти, хотя такое заявление вносилось Янтарным Союзом в рамках дела № 12)
4. Рекомендовать Федеральной таможенной службе РФ:
- Установить таможенную вывозную пошлину на янтарное сырье в размере 30% от его стоимости.
( До настоящего времени таможенная вывозная пошлина на янтарное сырье не установлена )
- Отменить действующий порядок таможенного оформления ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, а также их компонентов, при перемещении российскими субъектами ВЭД с территории Калининградской области на территорию России, как противоречащий Конституции РФ.
( До настоящего порядок таможенного оформления ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, а также их компонентов, при перемещении российскими субъектами ВЭД с территории Калининградской области на территорию России, как противоречащий Конституции не отменен, а новый порядок не установлен, По закону такой порядок может быть Указом Президента РФ, но на протяжении 2 лет он так и не установлен)
Без рассмотрения Минфином РФ остались следующие вопросы, касающиеся государственного регулирования цен на янтарное сырье, изложенные Янтарным Союзам в приложениях к Заявлению от 29 июля 2005 года:
( Приложение № 1)
Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ
"О естественных монополиях"
(Проектный документ)
Пункт 1 статьи 4 указанного закона дополнить абзацем
« Добыча янтарного сырья»:
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
( До настоящего времени пункт 1 статьи 4 указанного закона дополнить абзацем « Добыча янтарного сырья» - не дополнен)
(Приложение № 2)
Указ Президента РФ
(Проектный документ)
"О мерах по государственному регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья в Российской Федерации"
( До настоящего момента Указ Президента РФ "О мерах по государственному регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья в Российской Федерации" – не издан)
(Приложение № 3)
Постановление Правительства РФ
(Проектный документ )
"О создании механизма государственного регулирования цен на янтарное сырье "
( До настоящего момента Постановление Правительства РФ "О создании механизма государственного регулирования цен на янтарное сырье " – не издано )
(Приложение № 4)
Основные положения
(Проектный документ)
государственного регулирования цен янтарное сырье
( к проекту Постановления Правительства РФ "О совершенствовании механизма государственного регулирования цен на янтарное сырье " )
(До настоящего времени «Основные положения государственного регулирования цен янтарное сырье» к проекту Постановления Правительства РФ "О совершенствовании механизма государственного регулирования цен на янтарное сырье " – не изданы )
27 февраля 2006 года Минфин РФ направил в адрес Янтарного Союза письмо № 11-14-04/118 из которого следует, что «В соответствии с письмом аппарата Правительства РФ от 18 января 2006 года № П 13-865 Минфин совместно с Минэкономразвития России и ФСТ России рассмотрел письмо КРООП «Янтарный Союз».
В связи с письмом Минфина РФ № 11-14-04/118 необходимо заметить следующее:
1- ни в одном из своих Заявлений Янтарный Союз не ставил вопрос о том чтобы цены на янтарное сырье были «ниже экспортных»
2- в настоящее время государственное регулирование цен на янтарное сырье введено по закону и должно осуществляться Калининградским УФАС предприятие
3- для корректировки ставок таможенных пошлин на янтарное сырье
необходимо вначале выполнить весь комплекс мер по смыслу заявления Янтарного Союза от 29 июля 2005 г. и приложений 1-4 к нему, поскольку невозможно сделать экономическое обоснование без классификатора янтарного сырья которое должно разработать Правительство РФ или его структурное подразделение-Минфин РФ . При этом следует заметить, что правовым основанием для разработки такого классификатора должно послужить внесение изменений в Пункт 1 статьи 4 ФЗ Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Экономист, привлеченный Янтарным Союзом для проработки экономического обоснования, по смыслу требований письма Минфина пришел к выводу о том, что без классификатора янтарного сырья выполнить экономическое обоснование по каждой отдельной позиции невозможно, и совершенно бессмысленно, поскольку при отсутствии классификатора, который к тому же должен соответствовать кодам ТН ВЭД (а их тоже нет) невозможно выполнить «экономическое обоснование по каждой отдельной позиции»
Кроме того, следует заметить, что Янтарный Союз – это общественная организация, которой органы государственной власти вправе не предоставлять запрашивать информацию из УВД, таможенных, налоговых и иных органов, необходимую для составления экономического обоснования введения экспортных пошлин на янтарное сырье.
Таким образом, Минфин РФ фактически уклонился от решения заявленных вопросов по существу письма Правительства от 18 января 2006 года № П 13-865б мер по правовому регулированию деятельности мирового монополиста в области добычи янтарного сырья.
Калининградская общественная организация «Янтарный союз» в своих заявлениях по поводу ситуации, сложившейся в отрасли, неоднократно отмечала, что в связи со значительным ростом цен на сырье в истекшем году 217 предприятий области прекратили свою деятельность по переработке янтаря, а действующие предприятия загружены на 30–50 процентов. В заявлениях приводились и такие данные: в янтарной промышленности Польши занято более 10000 человек, Литвы – 6000, в Калининградской области – 2000 в малых и средних фирмах и 900 на комбинате.
Тут становится понятно, как много завязано и связано со здоровьем комбината. Сюда тянутся и нити социальной напряженности, и проблемы занятости населения. Его монопольное положение не поднимает отрасль. Поэтому «Янтарный союз» снова ставит и вопрос о законодательном регулировании деятельности единственного в мире субъекта добычи янтарного сырья.
10 июня 2006 г Янтарный Союз (исх. № 34) обратился к РУКОВОДИТЕЛЮ ФРАКЦИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ http://www.er-duma.ru/fraction с ЗАЯВЛЕНИЕМ «О недопустимости исключения ГУП "Калининградский янтарный комбинат из списка стратегических предприятий, установленных Указом Президента РФ № 1009 и внесению изменений в ст. 115 ФЗ РФ Государственной Думой РФ» с просьбой, через фракцию «ЕДИНАЯ РОССИЯ», оказать содействие в блокировании усилий Грефа по исключению ГУП "Калининградский янтарный комбинат из списка стратегических предприятий, установленных Указом Президента РФ № 1009 и принять меры по внесению уточнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», позволяющее применять статью 115 «Замещение активов должника» лишь при ускоренной процедуре банкротства предприятия-банкрота, которая не должна применяться к стратегическим предприятиям.
12 июня 2006 года аналогичное ЗАЯВЛЕНИЕ было направлено в адрес Президента РФ (исх. № 34).
По инициативе Янтарного Союза, проблемы янтарной отрасли и ее самостоятельного сегмента - добывающего янтарное сырье комплекса, неоднократно рассматривались на уровне субъекта Федерации и подробно исследованы в следующих документах:
1. Справка Главного управления экономического развития и торговли Администрации Калининградской области от14.04.2005 года № 1072/45-ВЖ
(Текст справки исследован Арбитражным судом Калининградской области в рамках дела А21 949/05-С1 т. 4 л. д. 44-47)
2. Протокол совещания по проблемам развития янтарной отрасли в Калининградской области от 27 сентября 2004 года.
3. Протокол совещания по проблемам развития янтарной отрасли в Калининградской области от 16 марта 2005 года.
Указанные попытки местной власти навести хоть какой-то порядок в добывающем сегменте янтарного сырья не имели успеха: объем добытого янтарного сырья в 2005 году выражается числом «0». )
Показатели (тонны) 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Объем добычи, всего 441,8 276,0 207,9 187,9 261,4 0
Объем реализации янтаря 301,1 343,0 472,1 179,6 204,4 45,2
Запасы (остатки) 1 916,7 1 613,1 1 412,5 1 471,0 843,4 812,2
3 апреля 2006 года, в Москве, на совместном заседании комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой рассмотрела инициативу губернатора Георгия Бооса о передаче ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в областное управление. (Сейчас предприятие находится в ведении Министерства финансов).
Одним из главных вопросов, которые рассматривала комиссия, стало "Финансовое состояние и использование федеральной собственности комбината" в период с 2003-го по 2005 год. По словам председателя комиссии Сергея Иванова, в Калининградской области сосредоточено 90 процентов мировых запасов янтаря. Пятнадцать лет назад Россия была крупнейшей янтарной державой. Однако сейчас ситуация в корне изменилась, подчеркнул он.
Так, уточнил Сергей Иванов, Польша продала в прошедшем, 2005 году изделий из янтаря на сумму 265 миллионов евро, а Россия - только на 20 миллионов. В Польше сейчас действует более двух тысяч ювелирных комбинатов, работающих с янтарем, в то время как в Калининградской области только шесть. "Как видим, Россия потеряла янтарную монополию", - подчеркнул Сергей Иванов. Добыча "солнечного камня" снизилась в последние годы в три раза.
В прошлом году комбинат реализовал лишь имеющиеся незначительные запасы "солнечного камня". Количество рабочих на предприятии за неполных два года сократилось с 1177 человек до 47. По мнению Сергея Иванова и членов Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой, янтарный комбинат был искусственно доведен до банкротства с целью создания условий для смены собственника и приватизации предприятия. Комиссия посчитала, что Министерство финансов, в ведении которого с 2001 года находится это унитарное предприятие, свою работу по контролю над ним не выполнило. Эффективных результатов достигнуто не было.
По информации журналиста издания «Ювелирное обозрение» Ольги Тюльпаковой, «Комбинат продает за границу месячную добычу по усредненному тарифу, не сортируя сырье. (Упрощенная схема поставок за рубеж свидетельствует, что, либо месторождением владеют иностранцы, либо добытчики под прикрытием чиновников владеют долями в зарубежных компаниях) В октябре этого года пришла информация из Китая, что одна только фирма небезызвестных братьев Янг за полгода увеличила производственные мощности вдвое: количество рабочих мест увеличилось с 300 до 600. При низкой оплате труда, дешевизне сырья они достигают бешеной производительности, это им позволяет просто демпинговать нас. Для нас изначально цена выше на 18 % за счет НДС. За ввоз в свою страну иностранцы не платят. Стоимость таможенных процедур для иностранцев где-то - 0,15 % от стоимости партии. Реэкспорт становится популярным в Калининграде: отправляют в Польшу, Литву, а оттуда обратно. И это получается дешевле, чем купить на комбинате. Над нами просто издеваются. Последнее предложение комбината было следующее: сделать консолидированную закупку на сумму не менее 8 млн. рублей, за что комбинат гарантировал поставку сырья по указанным позициям со скидкой 20 % (т.е. наравне с иностранцами). Члены «Янтарного союза» пошли на эти условия. Но в результате и это оказалось «Блефом»: по некоторым позициям комбинат отменил скидки. Многие «прогорели».».
"Изучив всю ситуацию на Калининградском янтарном комбинате, правительство области обратилось в Совет Федерации с просьбой передать это предприятие в собственность Калининградской области. У региона есть детальный план, как вывести комбинат из кризиса и вернуть России статус янтарной державы", - сказал Сергей Иванов.
В итоге Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой решила обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой провести серьезную проверку деятельности этого предприятия. Кроме того, рекомендации Комиссии Совета Федерации направить в Правительство, Контрольное управление Президента, Счетную палату и ряд министерств.
Подводя итоги заседания, сенатор от Калининградской области Николай Тулаев заявил: « После знакомства с итогами аудиторской проверки Счетной палаты мы поняли, что Минфин за три года не предпринял шагов по финансовому оздоровлению комбината».
По мнению директора «Сувениры Балтики» Симонова А.В. « Для Минфина и Гохрана России янтарь всегда был камнем немножко забытым. У нас не было законодательной базы, которая затрагивала бы собственно янтарь. О нем вспомнили лишь тогда, когда в свет выходил закон о драгоценных камнях. Вспомнили и развели руками, ну и что – поделочный камень и только. Поэтому нормативная база, созданная Гохраном Минфина, не коснулась янтаря. А раз так, то все правила создавались руководством комбината. (И где гарантия, что все они нацелены на интересы государства, а не на чьи-то корыстные цели?). Комбинат всегда был сам себе режиссером. Он устанавливал сам лично ГОСТЫ, ОСТы, классификаторы и все остальное, в том числе и цены. Поэтому сегодня, когда сложилась такая проблемная ситуация с комбинатом, Минфину было бы лучше избавиться от «янтарной головной боли». Комбинат в государственной собственности удерживает лишь то, что он вошел в число стратегически важных предприятий РФ».
Видимо в связи с этим, 17 марта 2005 г. Министр экономического развития и торговли Г. О. Греф выступил с докладом по вопросу «О мерах по повышению эффективности управления федеральной собственностью» на заседании Правительства РФ. http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!u … 0900619016
Из доклада следует, что эффективности управления государственной собственностью препятствует нахождение ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» в собственности государства и его нахождение списке стратегических предприятий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 в целях его повторной приватизации.
В настоящее время неизвестно, каким «заинтересованным федеральным органом» внесены «согласования изменения в перечень» стратегических предприятий.
утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009.
Члены комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палаты на своем совместном заседании практически единогласно (при одном воздержавшемся) решили посодействовать нашему региону о передаче ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» в хозяйственное ведение Правительства Калининградской области и предложили правительству страны разработать соответствующий законопроект. Срок – до сентября текущего года. Представляется, что с переходом Янтарного комбината в хозяйственное ведение Правительства Калининградской области отпадут и все наши проблемы с приобретением сырья для своих производств.
1 сентября 2006 г. Янтарный Союз направил в администрацию Президента Заявление № 49 «Об угрозе утраты государственного контроля над стратегическим предприятием ФГУП «Калининградский Янтарный комбинат и мерах по выводу добывающего сегмента янтарной отрасли Калининградской области из системного кризиса».
15 сентября 2006 года Заявление Янтарного Союза № 49 направлено в КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ по экономической политике, предпринимательству и собственности Советнику комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Яковлевой Елене Юрьевне.
103426 г. Москва, ул. Б. Дмитровка, дом 26,
тел: (495) 692-62-07
E-mail: EYJakowleva@council.gov.ru
16 сентября 2006 года в КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ был направлен проект доклада и решения КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ и все необходимые документы – в готовности для распечатки, в том числе и приложение № 7 к Заявлению Янтарного Союза № 49 от 1 сентября 2006 года, которое может представлять интерес для 5 отдела «К» ФСБ.
Приложение №7 – это материалы, рассмотреные 3 апреля 2006 года на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой.
3 апреля 2006 года, на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной Палатой РФ рассматривался доклад аудитора Счетной Палаты РФ Рябухина Сергея Николаевича «О финансовом состоянии и использовании федеральной собственности ГУП «Калининградский янтарный комбинат». С докладом по разделу «разное» выступил с докладом председатель комиссии- Иванов Сергей Павлович.
Комиссией Совета Федерации по взаимодействию с Счетной Палатой РФ внесены следующие предложения:
( пункт 9 приложения № 7 к Заявлению Янтарного Союза №49 от 1 сентября 2006 г.).
9.1. «Правительству России рекомендуется принять отдельное постановление, в котором должны быть предусмотрены меры по отмене результатов реорганизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат», возврату имущества предприятия, переданного в собственность дочерних обществ, реструктуризации задолженности предприятия и его дочерних структур перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами и передаче ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в концессию Администрации Калининградской области».
9.2. «Минфину России и Росимуществу принять меры к ликвидации дочерних обществ (ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Янтарный ювелирпром»), добывающий и обрабатывающий имущественные комплексы вернуть в собственность ГУП «Калининградский янтарный комбинат», проверить сохранность федерального имущества» .
9.3. «Минфину России принять меры по заключению мирового соглашения между ГУП «Калининградский янтарный комбинат» и его конкурсными кредиторами, осуществить реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия».
9.4. Федеральной налоговой службе Российской Федерации осуществить действия, направленные на обеспечение немедленного созыва собрания конкурсных кредиторов, на котором отменить решения внешнего управляющего ГУП «Калининградский янтарный комбинат» Решетова А.П., принятые без ведома и одобрения собрания кредиторов и в нарушение положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», обеспечить заключение мирового соглашения ФНС России с ГУП «Калининградский янтарный комбинат», а также реструктуризировать задолженность предприятия и его дочерних структур перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
9.5. Министерству внутренних дел Российской Федерации проверить изложенные в Отчете факты нарушения законодательства, допущенные внешним управляющим ГУП «Калининградский янтарный комбинат», а также уточнить ущерб, нанесенный Российской Федерации в период внешнего управления на предприятии.
9.6. Необходимо внести уточнение в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», позволяющее применять статью 115 «Замещение активов должника» лишь при ускоренной процедуре банкротства предприятия-банкрота, которая не должна применяться к стратегическим предприятиям.
В настоящее время Янтарный Союз не располагает сведениями:
- о мерах Правительства России по отмене результатов реорганизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат, по смыслу пункта 9.1
- о мерах Минфина России и Росимущества по ликвидации дочерних обществ (ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Янтарный ювелирпром») по смыслу пункта 9.2
- o мерах Минфина России по заключению мирового соглашения между ГУП «Калининградский янтарный комбинат» и его конкурсными кредиторами и осуществлении реструктуризации кредиторской задолженности предприятия, по смыслу пункта 9.3
- об осуществлении действий Федеральной налоговой службе Российской Федерации, «направленных на обеспечение немедленного созыва собрания конкурсных кредиторов, на котором отменить решения внешнего управляющего ГУП «Калининградский янтарный комбинат» Решетова А.П., принятые без ведома и одобрения собрания кредиторов», по смыслу пункта 9.4
- об ущербе, нанесенному Российской Федерации в период внешнего управления на предприятии, по смыслу пункта 9.5
- о внесении уточнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», позволяющее применять статью 115 «Замещение активов должника» лишь при ускоренной процедуре банкротства предприятия-банкрота, которая не должна применяться к стратегическим предприятиям, по смыслу пункта 9.6
Вместе с тем, из интервью конкурсного управляющего следует, что:
- «Основным кредитором предприятия является Управление МНС России по Калининградской области, которое согласовывает принятие решений с МНС РФ».
- «Продажа имущества возможна на открытых торгах в виде единого имущественного комплекса (продажа предприятия, на балансе которого находятся стопроцентные пакеты акций двух дочерних предприятий, ОАО «Янтарный ювелирпром» и ОАО «Калининградский янтарный комбинат»), либо лотами, составленными (с учётом оценки) определённым образом в целях более полного удовлетворения требований кредиторов. Текущая деятельность дочерних предприятий (ОАО «Калининградский янтарный комбинат», ОАО «Янтарный ювелирпром») останавливаться не будет».
- «По результатам 2005 года на ГУП «Калининградский янтарный комбинат», ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Янтарный ювелирпром» проведены аудиторские проверки на предмет правильности ведения бухгалтерского учёта и отчётности. ОАО «Калининградский янтарный комбинат» является рентабельным предприятием, ОАО «Янтарный ювелирпром» отчиталось с небольшим убытком, производственную деятельность двух дочерних структур можно признать удовлетворительной»
- «После определения порядка продажи на торгах объявление о проведении торгов и составе имущества в обязательном порядке публикуются в прессе, а именно в Российской газете и, по решению собрания кредиторов, в других печатных изданиях».
Комиссией Совета Федерации по взаимодействию с Счетной Палатой РФ внесен перечень представлений и информационных писем, которые предлагалось оформить по результатам контрольного мероприятия:
( пункт 10 приложения № 7 к Заявлению Янтарного Союза №49 от 1 сентября 2006 г.).
10.1. Представление Министерству Финансов Российской Федерации.
10.2. Представление Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом Российской Федерации. 10.3. Представление Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
10.4. Информационное письмо в Правительство Российской Федерации.
10.5. Информационное письмо в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
10.6. Информационное письмо Главе Администрации (губернатору) Калининградской области. В настоящее время Янтарный Союз не располагает сведениями по смыслу пунктов 10.1.- 10.6. Вместе с тем, из данных источника « Sakha News» от 04.08.2006 13:51 следует, что: ( приложение № 7 к Заявлению Янтарного Союза №49 от 1 сентября 2006 г.).
- « АК "АЛРОСА" рассматривает возможность стать владельцем двух акционерных обществ, учрежденных ФГУП по добыче янтаря в Калининградской области, это может произойти до конца 2006 г. Об этом в интервью местной прессе сообщил первый вице-президент АЛРОСА Эрнст Березкин».
- « Как пояснили ПРАЙМ-ТАСС в компании АЛРОСА, речь идет, прежде всего, о ОАО "Калининградский янтарный комбинат", и ОАО "Янтарный ювелирпром"».
- «По словам вице-президента, "по просьбе Минфина РФ группа специалистов алмазной компании, включая технологов, геологов с выездом на место ознакомилась с состоянием дел в компаниях, а также их карьеров и производственных мощностей по добыче янтаря».
- «АК "АЛРОСА" является одной из крупнейших алмазодобывающих компаний мира, на долю которой приходится около 23 проц мировой добычи. Крупнейшими акционерами "АЛРОСА" являются Росимущество - 37 проц акций, министерство по управлению госимуществом Якутии - 32 проц, восьми улусам Якутии принадлежит 8 процентов акций компании». Таким образом, в настоящее время, по инициативе Минфина РФ, вопреки рекомендациям комиссий Совета Федерации и Счетной Палаты РФ от 3 апреля 2006 года, завершается процедура банкротства ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Калининградский Ювелирпром» путем их продажи частному предприятию АК «АЛРОСС», вместо передачи в хозяйственное ведение Калининградской области, как ранее планировалось. Из указанных материалов комиссий Совета Федерации и Счетной Палаты РФ следует, что такое развитие событий приведет к утрате государственного контроля над уникальными предприятиями. Такое развитие событий противоречит нормам действующего законодательства, подробно изложенных в докладе аудитора Счетной Палаты РФ Рябухина Сергея Николаевича на заседании Комитета Совета Федерации по взаимодействию с Счетной Палатой РФ и бюллетене Счетной палаты Российской Федерации №5 (77) / 2004 год (http://www.ach.gov.ru/bulletins/2004/5-11.php)
Однако что дальше?
Следует обратить внимание на пункты 4 и 5 решения Комитета Совета Федерации по взаимодействию с Счетной Палатой РФ от 3 апреля 2006 года:
4. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации в порядке контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков повторно рассмотреть вопрос о финансово-хозяйственной деятельности ГУЛ «Калининградский янтарный комбинат».
5. Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации в период осенней сессии 2006 года рассмотреть вопрос об устранением выявленных нарушений и недостатков при проверке ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в период внешнего управления.
Сегодня рабочие ФГУП «Калининградской янтарный комбинат», руководители малых и средних предприятий по переработке янтарного сырья с нетерпением ожидают осеннюю сессию 2006 г. Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации по рассмотрению вопроса об устранении выявленных нарушений и недостатков при проверке ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в период внешнего управления, с целью получения ответа на вопрос о том, почему голодали рабочие предприятия и почему именно в польском городе Гданьске, а не в российском Калининграде каждый год проходят знаменитые всемирные янтарные ярмарки. И прибыль в миллионы долларов янтарь приносит не нам, а Европе.
В связи с изложенным, в целях возможности предотвращения утраты государственного контроля над стратегическим предприятием и выводу добывающего сегмента янтарной отрасли Калининградской области из системного кризиса, комитету СФ РФ предлагалось принять следующие меры Федерального законодательного регулирования и нормативно-правового регулирования Федерального ведомственного уровня:
1. В порядке законодательной инициативы внести в Федеральное собрание РФ проект дополнения в ФЗ от 17 августа 1995 г. № 143-ФЗ «О естественных монополиях» - пункт 1 ст. 4 указанного закона дополнить абзацем «Добыча янтарного сырья в прилагаемой редакции. (Приложение №1)
2. Издать Указ Президента "О мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" в прилагаемой редакции. (Приложении 3. Поручить Правительству РФ издать:
- Постановление «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на янтарное сырье» - в прилагаемой редакции. (Приложение №3).
- Основные положения государственного регулирования тарифов на янтарное сырье в прилагаемой редакции. (Приложение №4).
( К документу "О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на янтарное сырье) .
- Перечень товарной номенклатуры на янтарное сырье, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам в прилагаемой редакции.
(К документу « Основные положения государственного регулирования
тарифов на янтарное сырье» ) (Приложение №5).
4. В порядке законодательной инициативы внести в Федеральное собрание РФ изменения в ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» в части законодательного разрешения возможности тарифного и нетарифного регулирования экспорта янтарного сырья на основании Заявления Янтарного Союза №136 от 27 декабря 2005 г. (Приложение №9).
5. В порядке законодательной инициативы внести предложение в ГД РФ о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с пунктом 9.6. совместного решения комиссии Совета Федерации РФ и Счетной Палаты РФ от 3 апреля 2006 года и на основании Заявления Янтарного Союза №46 от11 августа 2006 года. (Приложения №7 и № 10).
6. Рекомендовать ФАС России отклонить ходатайство ФГУП «Калининградский янтарный Комбинат» о разделении на два ОАО – «Калининградский Янтарный Комбинат» и «Калининградский Ювелирпром», на основании совместного решения комиссии Совета Федерации РФ и Счетной Палаты РФ от 3 апреля 2006 года, по основаниям пунктов г, д, е, ж, и Письма ФАС № ЦА/4077 от 23.03.2006 теруправлениям «о ходатайствах, рассматриваемых Центральным аппаратом ФАС России». (Приложения №7 и №11)
7. Указом Президента или Постановлением Правительства РФ, передать ФГУП «Калининградский янтарный Комбинат» в хозяйственное ведение Правительства Калининградской области, в соответствии с решением комиссии Совета Федерации РФ и Счетной Палаты РФ от 3 апреля 2006 года, с учетом Плана Правительства Калининградской области по развитию янтарной отрасли и бюллетеня Счетной Палаты РФ №5 (77) /2004 года (Приложение №9).
8. Поручить Прокуратуре РФ и Счетной Палате РФ проверить законность и обоснованность мероприятий Минфина РФ по передаче ФГУП «Калининградский янтарный Комбинат» частному предприятия «АЛРОС» на основании Заявления Янтарного Союза № 46 от 11 августа 2006 года. (Приложение №10)
9. Поручить Прокуратуре РФ проверить законность и обоснованность мероприятий по банкротству ФГУП «Калининградский янтарный Комбинат» c учетом интервью конкурсного управляющего Янтарного Комбината Казакиной Татьяны Алексеевны от 26 июля 2006 года корреспонденту газеты « Вести Янтарного» и совместного решения комиссии Совета Федерации РФ и Счетной Палаты РФ от 3 апреля 2006 года, из которых усматривается, что ОАО «Калининградский Янтарный Комбинат» является рентабельным предприятием». (Приложения №13и №7
10. Поручить ФАС России проверить работу Калининградского УФАС по регулированию цен на янтарное сырья, в связи с внесением ФГУП «Калининградский янтарный Комбинат» в 35% реестр с учетом Заявления Янтарного Союза №35 от 12 июня 2006 года. (Приложение№12)
11. Поручить ФАС России и Прокуратуре РФ проверить законность и обоснованность прекращения дела №12 (2005 год) в отношении ФГУП «Калининградский янтарный Комбинат», по признакам нарушения антимонопольного законодательства, c учетом решения комиссии Совета Федерации РФ и Счетной Палаты РФ от 3 апреля 2006 года.
12. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации в порядке контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков повторно рассмотреть вопрос о финансово-хозяйственной деятельности ГУЛ «Калининградский янтарный комбинат».
13. Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации в период осенней сессии 2006 года рассмотреть вопрос об устранением выявленных нарушений и недостатков при проверке ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в период внешнего управления.
14. Образовать рабочую группу по подготовке Федерального законодательного регулирования и нормативно-правового регулирования Федерального ведомственного уровня.
20 сентября 2006 года я выступил с докладом по существу Заявления Янтарного Союза № 49 от 1 сентября 2006 года, на Совете Янтарного городского округа, и депутаты единогласно приняли обращение к председателю комитета СФ РФ, в котором, на основании Заявления Янтарного Союза номер 49 от 1 сентября 2006 года и приложений к нему, а так же на основании п. 4-5 решения комиссии СФ РФ и Счетной палаты РФ, просили комитет СФ РФ инициировать повторную проверку ФГУП "Калининградский Янтарный комбинат" Счетной Палатой РФ.
По информации Правительства Калининградской области полученной от Мурашева, заседание СФ РФ перенесено в связи с направлением запросов.
25 сентября 2006 года, по информации Советника комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, ей будет внесено предложение о направлении поступивших в комитет СФ РФ материалов Янтарного Союза в комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной Палатой РФ.
Материалы Комиссии СФ РФ по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации ранее представлялись мной в различные редакции.
С точки зрения подведомственности 5 управления «К» ФСБ, обращает внимание анализ указанных материалов следующими изданиями должностными лицами и документами:
1. Справка Главного управления экономического развития и торговли Администрации Калининградской области от14.04.2005 года № 1072/45-ВЖ по состоянию дел в янтарной отрасли Калининграде сой области на 9.12.2004 г. :
(Текст справки исследован Арбитражным судом Калининградской области в рамках дела А21 949/05-С1 т. 4 л. д. 44-47)
« По данным УВД Калининградской области, количество предприятий, занимавшихся обработкой янтаря на 1 января 2004 г. составляло 142 единицы. На тот же период в 2003 году работало 359 единиц. По прежнему наиболее крупным из них является ГУП «Калининградский янтарный комбинат», который, являясь монополистом по промышленной добыче янтаря, определяет политику развития сферы янтарного бизнеса региона.
Из информации таможенных органов следует, что основное количество сырья, добываемого янтарным комбинатом, направляется на экспорт. Кроме того, основная масса сырья отпускается на две заинтересованные фирмы: 000 «Сан Стоун», расположенную в пос. Янтарный и 000 «Голд групп», расположенную в г. Москве 000 «Сан Стоун» приобрело в 2004 году на янтарном комбинате 1136 кг янтаря-сырца самых востребованных фракций на сумму 781 405 рублей, причем сырье предприятию отпускалось со значительными скидками от действующих на комбинате цен. 000 «Голд групп» в 2004 году было отгружено янтарных изделий и полуфабрикатов из янтаря «галька» и «заготовка», практически больше никому не отпускавшихся, 3065 кг на общую сумму 3 423 743 рубля. Скидка в этом случае составила от 20 до 25%. Причем изделия из янтаря отпускались с отсрочкой платежа, а не реализованный ОС О «Голд групп» возвращался опять на янтарный комбинат, что полностью исключало коммерческий риск и возможность убытков. Остальные предприниматели вынуждены покупать сырье у этих фирм-посредников с наценкой более 20% от официальной цены янтарного комбината. В результате этой дискриминационной политики сокращается число предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере обработки янтаря.
Руководители ряда предприятий-обработчиков янтаря (ЧП «Симуков», 000 «Сувениры Балтики», 000 «Алекс», 000 «Янтарная лагуна», 000 «Амбертрин», 000 «Лотос К», Музей янтаря) неоднократно обращались в различные инстанции (администрацию области, Главному федеральному инспектору в Калининградской области А. Я. Дацышину, территориальное антимонопольное управление по Калининградской области с просьбой о решении вопроса обеспечения сырьем своей производственной деятельности.
Руководитель калининградского территориального управления Федеральной антимонопольной службы России В. И. Чернышев подтвердил факты нарушения антимонопольного законодательства руководством ГУП «Калининградский янтарный комбинат». В настоящее время возбуждено производство по делу № 12 в отношении ГУП «Калининградский янтарный комбинат» по признакам нарушения статьи 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».»
2. Статья «Время воровать камни» Калининградская вечерка №434 от 29 апреля 2006г.:
На этой неделе Правительство Калининградской области утвердило программу реанимации и развития янтарной отрасли. На этой же неделе стали известны результаты проверки Счетной палатой работы янтарного комбината и его внешнего управляющего. Результаты неожиданностью не стали - в области каждый знает, что янтарь у нас воруют. Сенсацией пожалуй стали масштабы воровства, выясненные аудиторами. Оказывается, янтарь в Калининграде не только «уценивается» на 1,3 миллиарда по отношению к реальным рыночным ценам, он еще и самостоятельно передвигается со склада на склад, в процессе передвижения, правда, сильно теряя в качестве и, разумеется, в стоимости. Ай, какой умный янтарь!
СТАТИСТИКУ НЕ ОБМАНЕШЬ
Сначала только цифры. В предоставленном нашей редакции отчете Счетной палаты отмечается, что в 1995-1996 годах годовая добыча янтаря ГУП «Калининградский янтарный комбинат» составляла 600-740 тонн, а вот в 2001-2004 годах ежегодные объемы добычи янтаря сократились примерно в 3 раза - до 190-280 тонн. До 2002 года комбинат реализовывал янтарь преимущественно на внутреннем рынке (до 60 %), в 2003 году (тот самый год введения внешнего управления) реализация шла в основном на экспорт (до 80 %). При этом в период с 2000 по 2005 год стоимость реализации янтаря-сырца на внутреннем рынке выросла, в среднем, в девятнадцать раз: с 100 до 1900 рублей за килограмм, а на внешнем рынке – в восемь раз (с 200 до 1600 рублей за килограмм). Среднеотпускная цена янтаря-сырца на внутреннем рынке, как видим, превышала среднеотпускную цену на внешнем рынке. В 2003 г. - на 36 %, а в 2004 г. – уже на 60 %. Вот такие показатели. Исходя из которых, по идее, нужно было строить план финансового оздоровления янтарной отрасли в Калининграде. Однако...
В период внешнего управления план финансового оздоровления ГУП «Калининградский янтарный комбинат» не выполнялся. Как пишут аудиторы Счетной палаты, «это явилось следствием как явных просчетов, допущенных при формировании плана внешнего управления, так и недостаточного руководства предприятием со стороны внешнего управляющего».
В итоге, финансовое состояние ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в 2004 году еще более ухудшилось, текущая краткосрочная кредиторская задолженность за 2004 год увеличилась в 10 раз.
КУДА ПРОПАЛ МИЛЛИАРД?
Аудитор Рябухин рубит правду-матку: «Анализ мероприятий внешнего управления показал, что целью внешнего управления ГУП «Калининградский янтарный комбинат» являлся не расчет с конкурсными кредиторами, а хищение федерального имущества и создание условий для передачи контроля над добывающим производством янтаря в частные руки. Оценка имущества ГУП «Калининградский янтарный комбинат», проведенная независимым оценщиком – ООО «Консалтинговая компания «Независимая профессиональная оценка» оказалась заниженной, вследствие чего оказались заниженными и размеры уставных капиталов вновь образованных дочерних обществ. Так, средняя стоимость янтаря у фирмы-оценщика составила 23 рубля за 1 кг, средняя учетная стоимость янтаря на складах ГУП «Калининградский
янтарный комбинат» по состоянию на 01.01.2005 составляла 71,3 рубля за 1 кг, а средняя отпускная цена янтаря на внутреннем рынке в 2004 году составляла 900 рублей за 1 кг. (И это только реальная цена на внутреннем рынке! Вернемся к цифрам, представленным в начале статьи! – Прим. ред.). Если принять во внимание, что запасы янтаря, хранившихся на складах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» на конец III квартала 2004 года, составляли около 1500 тонн, то так сказать «уценка» его оценщиком составляет сумму порядка 1,3 млрд рублей, притом, что все имущество предприятия оценено в сумму 273 млн рублей.
ЯНТАРЬ-САМОЛАЗ
Вернемся к докладу аудиторов Счетной палаты. Потерянные бюджетом почти полтора миллиарда рублей – это еще не все, выражаясь официальным языком, «нарушения», найденные в результате проверок. Вот что пишет Рябухин:
«Разделительный баланс при реорганизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат», заключающийся в создании на базе имущественного комплекса предприятия двух акционерных обществ, не составлялся, что является нарушением требований Гражданского кодекса РФ. Регистрация вновь образованных акционерных обществ без предъявления разделительного баланса произведена незаконно. Аудиторская фирма «МВБ-Аудит» в своем отчете о проведенном аудите ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Янтарный ювелирпром» за период хозяйственной деятельности в 2004 году отмечает большое количество нарушений в бухгалтерском учете, что свидетельствует о том, что бухгалтерская отчетность дочерних обществ не всегда корректно отражала операции бухгалтерского учета».
По общему мнению аудиторов Счетной палаты, деятельность внешнего управляющего привела к ухудшению как финансового состояния ГУП «Калининградский янтарный комбинат», так и его дочек. Кредиторская задолженность ГУП «Калининградский янтарный комбинат» по состоянию на 30 сентября 2005 года составила 113,8 миллиона рублей. Кредиторская задолженность ОАО «Калининградский янтарный комбинат» в течение трех кварталов 2005 года увеличилась в 11,8 раза: с 3,9 до 45,9 миллионов рублей. Хозяйственная деятельность второго из образованных предприятий - ОАО «Янтарный ювелирпром» - в 2005 году также была … убыточной: чистый убыток за три квартала 2005 года составил 5,3 миллиона рублей, а кредиторская задолженность – 22 миллиона.
Аудиторы отмечают, что на этом вроде бы печальном финансовом фоне в период с 1 апреля по 1 июля 2005 года произошло странное перемещение аж 454,2 тонн классного янтаря по средней учетной цене 120 рублей за 1 кг с одного склада ГУП «Калининградский янтарный комбинат» на склад другой с одновременной переклассификацией (проще говоря, подменой) на более дешевый янтарь по средней учетной цене 33,4 рубля за 1 кг. Ущерб предприятию, а, следовательно, и Российской Федерации только от этой операции составил более 39,3 миллиона рублей. Получается, янтарь в Калининграде не только «уценивается» на 1,3 миллиарда по отношению к реальным рыночным ценам, он еще и самостоятельно передвигается со склада на склад, в процессе передвижения, правда, сильно теряя в качестве и, разумеется, в стоимости. Ай, какой умный янтарь!
УСУШИТЕЛИ ГОСИМУЩЕСТВА
«Пилите, Шура, пилите! Они … янтарные!» - так и хочется переписать Ильфа и Петрова, переделать фразу великого комбинатора. Уж очень она подходит для оценки ВОЛШЕБНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ многострадального янтарного комбината из государственного предприятия в очередную частную собственность очередного оффшорного олигарха. А ведь, по крайней мере, попытку такого ВОЛШЕБСТВА очень вовремя вскрыли аудиторы Счетной палаты. Вот что пишется в докладе: «Решениями от 16 марта 2005 № 4 и № 5 единственного акционера и владельца 100 % акций ОАО «Калининградский янтарный комбинат» Решетова А.П. (он же внешний управляющий, напомним) утверждены изменения в Уставе общества в части увеличения размера уставного капитала, выпуска 43 207 дополнительных обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая и возможности их размещения по номинальной цене по закрытой подписке ООО «Форэкс»». Понятно, к чему такая эмиссия ведет: доля госсобственности на янтарном комбинате начинает, как бы это помягче сказать, усыхать с невиданной скоростью. В пользу неких частных лиц – настоящих владельцев акционерного общества. И действительно, аудиторы просто кричат: «Реализация данного решения влечет сокращение доли Российской Федерации в уставном капитале со 100% до 47%, и тем самым – к утрате контроля Российской Федерации над ОАО «Калининградский янтарный комбинат». Все... Приехали... Не правда ли, эта мизансцена сильно напоминает уже известные общественности действия по захватыванию Калининградской кондитерской фабрики и Судоремонтного завода? Снова та же песня: «Доля государства уменьшается, уменьшается, и вот она уже совсем исчезает».
Выводы аудиторов логичны: «Данные решения внешнего управляющего о размещении дополнительных акций акционерного общества, созданного на базе имущества должника, неправомерны, так как не предусмотрены планом внешнего управления, не утверждены решением собрания кредиторов и противоречат федеральному законодательству».
Кроме того, Счетная палата рекомендует правительству России принять отдельное постановление, в котором должны быть предусмотрены меры по отмене результатов реорганизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат», возврату имущества предприятия, переданного в собственность дочерних обществ, реструктуризации задолженности предприятия и его дочерних структур перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами и передаче ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в концессию Администрации Калининградской области». Минфину России и Росимуществу рекомендовано принять меры к ликвидации дочерних обществ (ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Янтарный ювелирпром»), добывающий и обрабатывающий имущественные комплексы вернуть в собственность ГУП «Калининградский янтарный комбинат», проверить сохранность федерального имущества (судя по результатам проверки, на комбинате много могут не досчитаться, усохнет еще до того, как комбинат перейдет под областное крыло. – Прим. ред.). Дана рекомендация и Министерству внутренних дел России – проверить изложенные в отчете факты нарушения законодательства, допущенные внешним управляющим ГУП «Калининградский янтарный комбинат» господином Решетовым, а также уточнить ущерб, нанесенный Российской Федерации в период внешнего управления на предприятии.
3. Янтарная мафия. Солнечный камень уходит за бугор. А наши ювелиры сидят без работы
25-31 августа 2005 | НК №275
http://www.nkgazeta.ru/index.php?newsid=479
4. Прокуроры и янтарная мафия держат за дурака спецпредставителя Президента России
Опубликовано 10-06-2003
http://www.rudnikov.ru/default.php3?newsid=827
5. Кому янтарь дешево?
13.03.2006 13:42
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/mater … atID=95343
МОСКВА, 13 марта. /Корр. "ФК-Новости" Александр Бондарь/. "Слезы моря"
- так когда-то называли янтарь. Сегодня впору слезы ронять, знакомясь с историей Калининградского янтарного комбината. Преуспевающая фирма практически умерла. Янтарное наследство "уводят" за копейки. Такая картина открывается после знакомства с материалами аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Проверкой, результаты которой были на днях обсуждены на Коллегии Счетной палаты РФ, руководил аудитор Александр Беляков. Об итогах проверки он рассказал агентству "ФК-Новости".
СЛИШКОМ ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИЛИ ХРОНИКА ПАДЕНИЯ
"Нами проверялась финансово-хозяйственная деятельность ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в период его внешнего управления, - уточнил аудитор. - Оно было введено три года назад - 17 марта 2003 года".
Следует заметить, что в середине 90-х годов комбинат добывал 600-740 тонн янтаря в год. В 2001-2004 годы объемы добычи сократились примерно в 3 раза - до 190-280 тонн. Признанная сумма долга на момент введения внешнего управления составляла 37 млн рублей - не так и много, ситуацию можно было поправить. Но почему-то, отметил аудитор, "ни Минфин, ни Минимущества РФ не использовали свое право, предоставленное им статьей 76 закона "О несостоятельности (банкротстве)", и не обратились к первому собранию кредиторов, а также к арбитражному суду с ходатайством о введении на предприятии вместо внешнего управления процедуры финансового оздоровления".
Ситуация более чем непонятная, если учесть, что "Калининградский янтарный комбинат" был включен в перечень стратегических предприятий. Кстати, Минфин был также обязан предпринять все действия для сохранения имущества стратегического федерального государственного предприятия при его нахождении в процедуре банкротства. Но не было сделано ничего. Представители министерства даже не присутствовали ни на одном заседании конкурсных кредиторов. Мало того, Минфин для своего подведомственного предприятия не выделил 10 млн рублей инвестиционных средств, которые были предусмотрены федеральным бюджетом 2002 года именно на развитие производства и переработку янтаря ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Были и другие необъяснимые упущения, которые способствовали падению комбината. Проверка показала, что финансовый план внешнего управления на "Калининградском янтарном комбинате" претерпел множество корректировок и, тем не менее, не исполнялся.
В сентябре 2004 года на собрании конкурсных кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" было утверждено предложение внешнего управляющего Александра Решетова создать на базе имущества государственного предприятия два акционерных общества: ОАО "Калининградский янтарный комбинат" и ОАО "Янтарный ювелирпром". В том же сентябре фирмы прошли государственную регистрацию. В нарушение требований Гражданского Кодекса РФ разделительный баланс при реорганизации ГУП не составлялся. "В итоге, - подчеркнул аудитор, - нельзя определить, какому обществу и в каком объеме перешли права и обязанности реорганизованного государственного предприятия. Иными словами, регистрация вновь образованных акционерных обществ без предъявления разделительного баланса произведена незаконно". Уставный капитал вновь образованных акционерных обществ формировался за счет имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат", стоимость которого при оценке независимым оценщиком была значительно занижена.
С января 2005 года деятельность ГУП "Калининградский янтарный комбинат" по добыче янтаря и производству ювелирных изделий была прекращена. Кстати, 17 марта того же 2005 года закончился и максимальный двухгодичный срок внешнего управления. Однако расчет с конкурсными кредиторами, долг которым, согласно реестра, возрос до 92,5 млн рублей, не был произведен. В нарушение закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которым максимальный совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать два года, Арбитражный суд Калининградской области фактически продлил срок внешнего управления на предприятии до 3 лет. Сделано это было просто: по предложению внешнего управляющего Александра Решетова суд назначил дату рассмотрения дела о прекращении внешнего управления на ГУП "Калининградский янтарный комбинат" на 20 марта 2006 года!
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Единственный акционер и владелец 100 процентов акций обоих акционерных обществ - внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Александр Решетов. На достигнутом, как следует из материалов, представленных аудитором, внешний управляющий не остановился. Без согласования с собранием конкурсных кредиторов ГУП он единолично принял решение по внесению изменений в устав ОАО "Калининградский янтарный комбинат" в части увеличения уставного капитала, осуществления дополнительной эмиссии акций и размещения ее по закрытой подписке по номинальной цене в пользу частной структуры - ООО "Эфес". Реализация этого решения лишила бы Российскую Федерацию контроля за производством янтаря.
Кстати, аудиторская проверка также показала, что в проведении дополнительной эмиссии акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не было финансовой необходимости: общей суммы чистой прибыли, полученной ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в период внешнего управления, было достаточно для погашения требований конкурсных кредиторов. По мнению аудитора, "есть основания предположить, что на ОАО "Калининградский янтарный комбинат" создана финансовая ситуация, аналогичная той, которая была накануне введения внешнего управления на ГУП "Калининградский янтарный комбинат". По состоянию на 30 сентября 2005 года кредиторская задолженность акционерного общества достигла 46 млн рублей. Иными словами, возможно инициирование в отношении этого акционерного общества процедуры банкротства по схеме, уже отработанной на ГУП "Калининградский янтарный комбинат".
Обнаружены, кстати, и чисто "предметные" махинации. Например, во втором квартале 2005 года "на бумаге" было перемещено более 450 тонн янтаря с одного склада ГУП "Калининградский янтарный комбинат" на другой. По дороге янтарь по средней учетной цене 120 рублей за 1 килограмм "переклассифицировался" на более дешевый, по средней учетной цене 33 рубля за килограмм. Ущерб предприятию, а, следовательно, и стране, от этой операции составил более 39 млн рублей.
КАК ПОДВЕСТИ ЧЕРТУ?
Это только некоторые страницы "янтарной истории". Что делать, чтобы ее эпилог стал нормальным? По мнению аудитора, прежде всего надо разобраться с акционерными обществами, созданными во время процедуры внешнего управления на базе имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат". "Исходя из результатов проверки, считал бы целесообразным после соответствующих консультаций с Минфином оба эти акционерных общества ликвидировать", - заявил Александр Беляков. Он полагает, что активы, искусственно перекаченные из ГУП в эти акционерные общества, следует вернуть обратно.
Надо, полагает Беляков, добиться бесперебойной работы унитарного предприятия, списав его долги государству и обеспечив необходимое бюджетное финансирование. "Минфину, как представителю государства, т.е. собственника ГУП, необходимо как можно скорее заключить мировое соглашение с кредиторами", - считает аудитор. После всего этого, считает аудитор, ГУП "Калининградский янтарный комбинат" следует отдать в длительную концессию администрации Калининградской области. Уникальное предприятие по добыче янтаря необходимо сохранить. Возможно, считает аудитор, было бы целесообразным обратиться по этому поводу от имени Счетной палаты к Президенту России. Янтарный комбинат надо также включить в федеральную целевую программу по возрождению янтарного производства. Комбинат, кстати, был в свое время включен в эту программу, но потом его неоправданно из нее вычеркнули.
И еще. "Добыча янтаря должна быть государственной, - считает аудитор, - а вот его переработка - частной. Поэтому считаю необходимым организовать Янтарную биржу. Продаваться янтарь должен только на этой бирже, чтобы держать справедливую рыночную цену. И только на бирже должны покупать наш необработанный янтарь все частные предприятия, и российские и иностранные". Вот при таких условиях эпилог этой истории может быть оптимистичным…
Приложения по тексту в присоединенных файлах.
Представитель Калининградской региональной общественной организации предпринимателей «Янтарный Союз» _______________________Чухин В.А.
МТ 89632970599
Телефакс 21-80-68
E-Mail: amber@tis-dialog