Правоприменительная практика
Оазис коррупции в пустыне антикоррупционной борьбы
(фельетон-исследование)
МСУ» № 8 (191), Август 2009 http://emsu.ru:80/lg/0908/18.htm
ГОРОД В ВАКУУМЕ
В первом наукограде России – городе Обнинске (Калужская область), как и положено, проводятся конкурсы среди местных газет на публикацию информации и правовых актов органов местного самоуправления. Как правило, конкурсы выигрывают издания, которые не распространяются по подписке, не поступают в киоски, которых нет в библиотеках города… Но в выходных данных стоит солидный тираж – тысяч 35 на 100-тысячный город и его окрестности. Как ни смешно, но конкурс проводится по окончании подписной кампании.
Короче говоря, этих публикаций не видит практически никто. Случайные читатели, углядевшие что-либо для себя интересное, включают механизм сарафанного радио, что позволяет десятку-другому обнинцев узнать о происходящем. Интернет для информирования жителей отцами наукограда не используется.
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ
Глубокой осенью 2008 года поползли слухи, что в декабре состоятся публичные слушания по внесению изменений в городские Правила землепользования и застройки (далее – Правила). Заинтересовавшимся гражданам, с использованием личных связей с отдельными депутатами Обнинского городского Собрания, удалось добыть копии газетных публикаций с решением о назначении слушаний (городским Собранием по инициативе Администрации города) и текстом изменений, ради которых слушания затеяны.
Суть изменений сводилась к тому, чтобы дополнить Правила следующими новациями:
– «при формировании земельных участков под жилыми многоэтажными домами в существующей застройке не применяются установленные в градостроительных регламентах предельные размеры земельных участков и формулы их расчета»;
– «при формировании земельных участков под жилыми многоэтажными домами в существующей застройке в границы земельного участка не включаются территории общего пользования (основные проезды, детские и спортплощадки, массивы зеленых насаждений, иные объекты…) в границах квартала, микрорайона или иного элемента планировочной структуры».
Изумленные граждане открыли рты.
В наукограде Обнинске, как (к сожалению) в подавляющем большинстве муниципальных образований страны, основополагающие муниципальные акты (Устав МО, Правила землепользования и застройки и т.п.) представляют собой кальку федеральных законов, учитывающую региональные акты, в которых просто и достаточно тупо переписаны нормы законодательства. В данном случае, в Правилах землепользования переписаны нормы Земельного, Градостроительного и Жилищного кодексов, дополненные Картой градостроительного зонирования Обнинска с конкретными цифрами и отсылками к Градостроительному кодексу РФ в главе «Градостроительные регламенты».
Предлагаемые «новеллы» означали не что иное как то, что в городе Обнинске не будут применяться нормы трех федеральных Кодексов!
И это еще не всё! А что будет применяться вместо них??? Об этом ни слова…
Крайне заинтригованные обнинцы Б. и Ш. поспешили на публичные слушания, которые состоялись 18 декабря и 16 января.
Изменения и дополнения в важнейший муниципальный акт представляли главный архитектор города О.В. Ашварина и начальник правового отдела Администрации города, к.ю.н. С.Е. Помещикова. Дамы, приятные во всех отношениях, тихими голосками (в отсутствие микрофона) объяснили гражданам все преимущества принятия поправок.
Во-первых, жителей попытались прельстить уменьшением земельного налога, который может стать непомерной ношей для малоимущих обнинцев.
Во-вторых, присутствующим сообщили, что «обрезание» в два-три раза площадей земельных участков, «приписанных» к жилым многоквартирным домам (МКД) документами БТИ, проводится исключительно в интересах граждан. Дамы нарисовали жуткие картины того, как жители соседних домов, мирно простоявших рядом от 50 до 20 лет, начнут разгораживать высокими заборами общие дворы. Резонное предложение участников слушаний, среди которых большинство составляли активисты городских ТОСов, отдать площадки общих дворов в общее долевое пользование жителей домов-соседей, не было услышано руководящими дамами.
Заметим, что при внимательном изучении документов (чуть позже) выяснилось, что такой вариант землеотвода предусмотрен действующими Правилами.
Ну, и, конечно, облеченные властными полномочиями дамы клятвенно заверяли участников слушаний, что содержание оттяпанных у жителей дворовых площадок и поддержание их благоустройства будет первейшим приоритетом муниципальной власти. А сами жители, между прочим, сэкономят денежки, поскольку уменьшится территория, за уборку которой они платят с момента реализации реформы управления МКД.
Такие объяснения привели участников слушаний, заполнивших две трети актового зала Администрации города, в весьма взвинченное состояние. В течение двух часов горожане высказывали исключительно негативное отношение к деятельности Администрации города, перечислили множество «пакостей», устроенных горожанам в сфере градоустроительной деятельности, начиная от точечной застройки дворовых пятачков высотными домами, а также элитными малоквартирными домами для «городских сливок», которые затем-таки выгородили себе куски бывших общих дворов под личные парковки и палисадники, и заканчивая прокладкой коммуникаций для нового строительства рядом с фундаментами хрущевок, вырубкой деревьев с целью устройства магазинчиков и прочих радостей предпринимателя. Каждый выступающий считал необходимым заявить, что ни на грош не верит местной власти и прекрасно понимает, с какой целью едва ли не под цоколь обрезаются придомовые участки.
Кроме того, оказалось, что совершенно невозможно включать в придомовые участки проезды, проходы и т.п. Создалось впечатление, что таких терминов, как «сервитуты» и «обременения», сотрудники Администрации города никогда не слышали. Попытки апеллировать к опыту других городов, где межевание городской территории и формирование придомовых земельных участков было проведено в соответствии с федеральным законодательством и согласно документам БТИ, услышаны не были.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
«Пятиминутка ненависти» к местной власти, продолжавшаяся два часа, была весьма поучительным зрелищем и в полной мере продемонстрировала деградацию муниципальной власти, произошедшую за последних четыре года.
Раньше в Обнинске был всенародно избираемый глава города – глава Администрации. И население неплохо относилось к сменявшим друг друга главам и к местной власти вообще.
В январе 2005 года депутаты, попирая решение обнинского референдума 1995 года (редкая вещь для России) о том, что жители хотят сами избирать себе главу, да еще и главу администрации, узурпировали власть и оставили обнинцам возможность избирать только депутатов. (События 2005, включая судебные тяжбы, подробно излагались на страницах нашей газеты.)
В результате выборов октября 2005 года, «конституционное большинство» в городском Собрании составляют депутаты – члены «Единой России», а Администрацию города возглавляет (аж с января 2005 года) ставленник губернатора области, наемный сити-менеджер Н.Е. Шубин.
А номинальный глава города, председатель городского Собрания, руководит жизнью 100-тысячного города и контролирует работу Администрации и ее начальника… на неосвобожденной основе! Уважаемый человек, генеральный директор крупного государственного предприятия В.В. Викулин просто разрывается между долгом перед своим предприятием, своей партией (естественно, «Единой Россией»), семьей, коллективом депутатов городского Собрания и, может быть, даже избирателями.
Кстати, в мае с.г. г-н Шубин избран руководителем городского отделения «Единой России» (то бишь начальником каждого депутата из «ЕР», перед которыми маячат выборы-2010), что, безусловно, подняло «на недосягаемую высоту» его взаимодействие с представительным органом).
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
В связи с «особенностями» организации муниципальной власти, участники слушаний отдавали себе отчет в том, что вынесенный на обсуждение проект муниципального правового акта является продуктом трогательного сотрудничества обеих ветвей местной власти и все процедуры пройдет «влёт».
Поэтому, помимо общих рассуждений о желательности того, чтобы местная власть работала в интересах жителей, участники слушаний постарались четко сформулировать и довести до сведения инициаторов изменений и присутствовавших депутатов два принципиальных момента.
Первый: с момента вступления в силу Жилищного кодекса (с 2005 года) правоустанавливающим документом, определяющим границы придомового участка многоквартирного дома, являются документы БТИ, а формирование придомовых участков с целью постановки на кадастровый учет является лишь правоподтверждением права общедолевой собственности на земельный участок собственников – жителей многоквартирного дома. И поэтому изменение границ земельных придомовых участков возможно лишь с согласия собственников!
Второй принципиально важный момент был педантично изложен единственным депутатом в городском Собрании, постоянно сверяющим свои позиции с избирателями, Ниной Илларионовой.
Он заключается в том, что проект изменений Правил являлся абсолютно коррупциогенным!
Проект, с одной стороны, исключал обязанность соблюдать действующее законодательство на территории города, с другой – не вводил никаких (!), пусть даже противоречащих законодательству, но хоть как-то прописанных (!) правил распоряжения городской землей.
Главный архитектор и главный юрист Администрации на эти аспекты проблемы предпочли (как всегда) не реагировать…
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ
Финал мероприятия 16 января оказался «забавным».
Участники слушаний потребовали провести голосование участников по обсуждаемому проекту. Однако к.ю.н. С.Помещикова ангельским голоском заявила, что «слушания являются не публичными, а общественными, а, значит, процедура голосования не предусмотрена».
Натренированные участники слушаний, мгновенно сориентировавшись, сами провели голосование: единогласно «против» (ни одного «за», ни одного воздержавшегося). О чем громко и было заявлено – с просьбой занести результат в протокол.
Отметим, что на публичных слушаниях присутствовали, внимательно наблюдали за происходящим и молчали депутаты и должностные лица городского Собрания.
27 марта уже в другой, но такой же малодоступной горожанам газете (выигравшей конкурс на публикацию актов органов городского самоуправления на следующие полгода), было опубликовано заключение Комиссии по градостроительным и земельным вопросам от 4 марта 2009 года об итогах (результатах) публичных слушаний по проекту «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Обнинск».
Замечания и предложения, высказанные участниками публичных слушаний 18 декабря и 16 января, учтены не были. (Кто бы сомневался!) А 30 марта Администрация г.Обнинска внесла текст изменений и дополнений в Правила на утверждение депутатов – в городское Собрание.
Горожане Б. и Ш. рассудили, что проблем с прохождением проекта в Собрании, скорее всего, не будет.
ВРЕМЕНА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Акт первый
Однако, неутомимых обнинцев Б. и Ш. грела мысль о том, что «действо» происходит не в каком-то безвременье, а во времена всенародной борьбы с коррупцией, инициированной Самим Президентом России, поддержанной Губернаторами и всей мощью Прокурорской Системы!
И написали заявление в прокуратуру города (14 апреля). И прокуратура отреагировала!
Обращение граждан было рассмотрено. Председателю Обнинского городского Собрания и главе Администрации города «с целью недопущения внесения в муниципальный правовой акт изменений, противоречащих действующему законодательству», были направлены информационные письма. В них было сказано, что предлагаемые изменения противоречат нормам Жилищного и Градостроительного кодекса.
Инициаторы поправок призадумались…
Акт второй
Но 21 мая в городское Собрание поступил «новый проект Решения Собрания» о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки…»
Новая редакция, естественно, ни на какие публичные слушания уже не выносилась. Ну, сколько можно, в конце концов, в демократию играть…
Вопиющие формулировки стыдливо закамуфлировали следующим образом:
«Установленные в настоящих Правилах предельные размеры земельных участков и формулы их расчета не применяются при формировании земельных участков для эксплуатации жилых многоэтажных домов в существующей застройке.
При формировании земельных участков для эксплуатации жилых многоэтажных домов в существующей застройке в границы земельного участка не включаются территории общего пользования…»
Б. и Ш., изумленные креативностью Администрации, снова написали заявление в прокуратуру города, в котором отметили, что:
– «новая редакция» ничего не изменила по сути возражений: оба принципиальных момента так и остались,
– но она ввела еще и отсутствующий в законодательстве термин «формирование земельных участков для эксплуатации жилых многоэтажных домов», т.е. ввела «неправовой режим, влекущий непредсказуемые последствия».
Закавыченное определение дотошные Б. и Ш. не придумали сами, а переписали его из свежеуточненного (21 мая) закона «О противодействии коррупции в Калужской области».
И с надеждой и упованием стали ждать реакции прокуратуры.
Однако, к этому моменту, видимо, прокуратура «проконсультировалась с более компетентными и уважаемыми органами» и… «направила обращение для рассмотрения» главе города, Председателю городского Собрания В.В. Викулину. Господина Викулина соображения граждан не смутили, и 29 мая новая редакция Правил была проштампована «слугами народа».
Акт третий
Неугомонные обнинцы Б. и Ш. решили последовать примеру Незнайки и довести дело «до самого что ни на есть конца». И 29 июня отправили заявление в два адреса – Губернатору Калужской области Артамонову А.Д., руководителю уполномоченного органа по проведению Антикоррупционной экспертизы правовых актов, и в органы прокуратуры – Калужской области и города Обнинска – с просьбами:
– опротестовать Решение Обнинского городского Собрания от 29 мая 2009 года № 03-75 о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки как противоречащее федеральному законодательству и нарушающее конституционные права жителей города Обнинска;
– провести антикоррупционную экспертизу данного Решения и признать его содержащим коррупционные факторы с целью противодействия и профилактики коррупции в органах МСУ города Обнинска.
Реакция на эти заявления была исключительно интересной.
Первой отреагировала Обнинская прокуратура. Она пошла уже проторенным путем: переслала заявление, авторы которого просили провести антикоррупционную экспертизу муниципального акта, в тот самый орган, который этот акт и принял, с формулировкой «для организации рассмотрения», причем «о результатах» оного попросила уведомить заявителей и прокуратуру. Подписавший письмо и.о. прокурора города юрист 1 класса Д.А. Чибисов сослался при этом на полномочия, предоставленные прокуратуре статьями 22, 27 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Изучение данных статей показало, что они предоставляют прокуратуре несколько иные полномочия:
– затребовать «от руководителей органов» «представления необходимых документов, материалов… для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям…»;
– рассмотреть и проверить заявления о нарушении прав граждан, принять «меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон…».
А в статье 10 закона «О прокуратуре РФ» граждане вычитали логичную норму о том, что прокуратуре запрещено пересылать заявления про коррупционность и пр. самим коррупционерам. Но, возможно, юрист 1 класса в сутолоке буден позабыл об этом. Пришлось Б. и Ш. писать специальное заявление лично прокурору города М.А. Нарусову с просьбой оценить действия работников руководимой им прокуратуры, вернуться к рассмотрению заявлений по существу и принять меры прокурорского реагирования.
Такую красивую формулировку заявители почерпнули из ответа начальника отдела по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан Прокуратуры Калужской области И.Н. Плаксиной. И начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции областной прокуратуры Д.М. Пешеходько предложил обнинской прокуратуре рассмотреть обращение граждан по существу. Правда, на момент написания данной статьи видимого результата письма облпрокуратуры не принесли.
Довольно содержательный ответ был получен от Руководителя Администрации губернатора Калужской области В.Х. Квасова. Вице-губернатор подробно разъяснил функции и возможности прокуратуры по опротестованию правовых актов. По поводу проведения антикоррупционной экспертизы г-н Квасов сообщил, что «исходя из норм статьи 4 Закона «О противодействии коррупции в Калужской области» в настоящий момент Губернатор не наделен полномочием на проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов». Согласно п.6 статьи 8 Закона «правом проведения» такой экспертизы «в порядке, определяемом органами местного самоуправления, наделены муниципальные образования». (Заметим по ходу, что при принятии закона депутат ЗС от Обнинска Т.М. Котляр предлагала предоставить областной комиссии такое полномочие, но депутаты из фракции «ЕР» дружно завалили «ненужную» инициативу.)
Правда, вице-губернатор обещал, что «вместе с тем, правовой анализ вышеуказанного решения будет проведен».
Основываясь на ответе из Администрации области, Б. и Ш., потешаясь над абсурдностью ситуации, написали заявление Председателю городского Собрания В.В. Викулину о проведении антикоррупционной экспертизы принятого Собранием же решения – не выполнить рекомендацию высокого государственного чиновника граждане не смогли. (Хотя к этому времени они уже получили целый набор одинаково примитивных отписок из городского Собрания за подписью того же г-на Викулина.)
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Узнав о намерениях Администрации города «под цоколь» обрезать придомовые участки и памятуя о многочисленных скандалах, связанных с точечной застройкой и прочими «уплотнениями» существующей застройки, активисты Б. и Ш. решили побеспокоиться о земельном участке их собственного дома. И в течение января-мая 2009 года регулярно звонили в соответствующие отделы Управления имущественных и земельных отношений Администрации города и службы землеустройства, пытаясь выяснить, когда же начнется формирование придомового участка их дома для постановки на кадастровый учет.
Увы, внятного ответа добиться не удалось. Дамы на другой стороне телефона, объясняли, что информации о ситуации с данным домом пока нет.
«Гром грянул» на исходе весны, когда инсайдеры сообщили, что 28 мая подписано постановление Администрации города, которым утверждены схемы и границы земельных участков под 159-тью многоквартирными домами, в том числе и домом Б. и Ш., и документация готовится к передаче на регистрацию в Кадастровую палату.
А как же мы? – возмутились Б. и Ш. Как же требования ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об обязательном опубликовании информации о проектах земельных участков, предоставлении заинтересованным собственникам возможности ознакомиться с ними?
«У нас всё в порядке», – с апломбом заявила начальник отдела земельных отношений Т.И. Горбунова. – Мы давали объявление, и многие граждане воспользовались правом познакомиться с землеотводами и внести замечания».
Проведенные изыскания позволили установить, что объявление, действительно, было напечатано в той самой малодоступной горожанам газете 27 декабря 2008 года. Заканчивалось объявление указанием сроков: «Замечания к проектам принимаются в двухнедельный срок с даты настоящей публикации в Управлении архитектуры и градостроительства».
Простейший подсчет показал, что две недели закончились 9 января. Общеизвестно, что новогодние каникулы муниципальных служащих заканчиваются позднее. Каким образом тысячи обнинцев смогли при запертых дверях присутственных мест познакомиться с проектами урезания своей земельной собственности – для непосвященных останется загадкой навсегда…
Но, как выяснилось, обнинских власть имущих клерков такая «нестыковочка» нимало не смущает… Видно, так и задумывалось.
СОБСТВЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Пришлось Б. и Ш. диверсифицировать свою общественную активность по отстаиванию своих гражданских и имущественных прав и противодействию правовому беспределу обнинских властей, занявшись еще и вопросом землеотводов.
В целях добывания информации пришлось «запустить дурочку» по разным адресам, задавая разные малосущественные вопросы. Полученные к 11 июня «технические» ответы позволили восстановить цепочку событий.
Работа по оттяпыванию
Необходимость исполнить требования Жилищного кодекса и провести межевание территории города с кадастровым оформлением земельных участков под многоквартирными домами (МКД) (согласно нормам Градостроительного и Жилищного кодексов и документам БТИ) возникла в январе 2005 года. Обдумывание возможностей и способа оттяпать у собственников общедолевые земельные участки, видимо, продолжалось в течение двух-трех лет. За это время были отмежеваны два-три десятка земельных участков под МКД (в соответствии с законодательством и документами БТИ).
Наконец, 8 февраля 2008 г. появилось постановление Администрации г.Обнинска (№ 181-п) об утверждении графика проведения кадастрового учета земельных участков под МКД. 27 мая был проведен аукцион на право выполнения работ по межеванию земельных участков под 164 жилыми домами. По результатам аукциона были заключены 6 муниципальных контрактов с победителем – индивидуальным предпринимателем из г.Орла.
Информация о готовности проектов, как изложено выше, была опубликована 27 декабря. Работы выполнены (то есть, видимо, приняты заказчиком) 30 марта 2009 года. 28 мая постановлением Администрации г.Обнинска (№ 646) схемы 159 участков были утверждены и в июне отправлены в Кадастровую палату по Калужской области для постановки на кадастровый учет.
Возникли вопросы
Урезанные придомовые участки, сданные в Кадастровую палату, никаким образом не соответствуют ни федеральному законодательству, ни городским Правилам землепользования.
Это прояснило срочную необходимость внесения поправок в Правила – придать видимость законности проведенному межеванию. Видимо, они должны были быть внесены на утверждение уже в феврале, и тогда принятие результатов работ «заграничного» подрядчика в конце марта выглядело бы естественным. Но из-за вредности группы жителей процесс замедлился, и кое-какие «хвосты» вылезли на свет.
Стало очевидным, что подрядчику было выдано не соответствующее закону и Правилам техническое задание по межеванию огромного куска городской территории, а затем выполнение этих работ было оплачено (!) из городского бюджета.
Качество выполнения работ оставим за скобками. Скажем только, что, невзирая на уверения начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Обнинска А.П. Козлова о том, что все участки тщательно измерены на местности, чуть ли не в присутствии представителей Администрации, на схеме дома Б. и Ш. оказался несуразно оттяпанным треугольный кусок единого газона. При внимательном рассмотрении – как раз по нарисованной на схеме БТИ дорожке, которой лет 25 в природе не наблюдается (а, может, никогда и не было).
При этом исполнительной власти все-таки не хватило терпежу: постановление об утверждении межевания участков было подписано 28 мая, а депутаты Собрания только 29 мая дополнили Правила землепользования и застройки той самой антинормой, что никакие земельно-градостроительные нормы в существующей застройке на территории Обнинска отныне не применяются, и как именно будут приниматься решения по «оттяпыванию» и «предоставлению» земельных участков никого отныне не касается.
Проверка на…
Неутомимым горожанам Б. и Ш. не осталось ничего, как отправить заявление в Генпрокуратуру (копии в область и в город).
В заявлении они попросили:
1. Опротестовать Постановление Администрации города Обнинска от 28.05.2009 № 646-п «Об утверждении схем расположения земельных участков под жилыми домами на кадастровой карте соответствующей территории…» как принятое с массовыми нарушениями норм Жилищного, Градостроительного кодексов, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Обнинск».
2. Обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» Калужской области с предложением приостановить регистрацию кадастровых участков, внесенных на регистрацию Администрацией города Обнинска на основании Постановления от 28.05.2009 № 646-п.
3. Осуществить прокурорскую проверку всей последовательности действий по формированию земельных участков №№ 1–159 от содержания технического задания аукциона на выполнение работ по межеванию земельных участков, проведенного 27.05.2008, до подписания постановления Администрации города Обнинска от 28.05.2009 № 646-п – на законность и коррупционность.
И теперь Б. и Ш. ожидают явления чудес борьбы с коррупцией, которые продемонстрирует им отстроенная за 10 тучных лет вертикаль власти.
ПОБОЧНАЯ, НО ВАЖНАЯ ЛИНИЯ
В попытках отрезвить отцов города и открыть им глаза на некоторые неприятные последствия «оттяпывания» более чем половины придомовых территорий, горожане Б. и Ш. направили (14 апреля, параллельно с заявлением в прокуратуру) разъясняющие письма главе Администрации города Н.Е. Шубину, главе городского самоуправления В.В. Викулину, председателям профильных комитетов городского Собрания (по бюджету и ЖКХ).
В письмах разъяснялось, что процедура реформирования управления жилыми домами, проведенная в городе в январе-апреле 2008 года, включала, в том числе, подписание с Управляющими организациями договоров на обслуживание МКД. Договора же содержали обязанность содержания придомовой территории согласно документам БТИ на земельный участок. И документы эти являются неотъемлемым приложением к договору, который заключен и подписан всеми сторонами. И собственники платят по нему с момента его заключения.
При этом, в ходе кампании по реформированию системы управления МКД представители муниципалитета неоднократно подчеркивали, что юридическое оформление придомовой территории в соответствии с действующим законодательством, т.е. согласно документации на дом, сформированной на момент его сдачи в эксплуатацию, а именно межевание и государственная регистрация земельных участков, – процесс трудоемкий и дорогостоящий, поэтому будет растянут на несколько лет до его полного завершения.
Следовательно, договор управления МКД в части, относящейся к отсроченному оформлению земельного участка – придомовой территории является ничем иным как публичной офертой в отношениях администрации города Обнинска и граждан – собственников жилых помещений в МКД (статьи 435–437 Гражданского кодекса РФ). А публичная оферта не может быть расторгнута в одностороннем порядке.
Поэтому Б. и Ш. пригрозили адресатам своих писем тем, что с даты принятия поправок в Правила они, как собственники жилых помещений, прекратят оплату содержания и благоустройства чужих территорий, а также будут требовать вернуть собственникам жилых помещений как ненадлежащим плательщикам все выплаченные за период действия договоров суммы за счет бюджета.
Ну, и на всякий случай намекнули, что после «оттяпывания» территорий обязанности по их содержанию и благоустройству полностью ложатся на администрацию города и попросили сообщить, кто именно и как будет этим заниматься.
Пикантная подробность
В течение зимы и весны 2008–2009 годов Б. и Ш., так же как и все остальные обнинцы, перемещались по городу по колено в снегу, а затем в снежно-водно-ледяной каше. Создавалось впечатление, что за пределами придомовых территорий, приписанных к домам, лопата дворника пешеходных дорожек не касается.
Очередной раз промочив ноги, гражданка Ш. сорвала трубку телефона и потребовала у сотрудницы Управления городского хозяйства Администрации города сообщить, какая конкретная зараза (организация) всю зиму не убирает такую-то территорию, и на каком основании эта зараза получает бюджетное финансирование за ничегонеделание.
Вопрос пришлось повторить раз пять, поскольку вместо ответа про заразу следовал рассказ о реформировании управления МКД.
Наконец, ответ прозвучал:
– Администрация города не нашла механизма уборки территорий, находящихся за пределами придомовых участков. (!!!)
Немного придя в себя, Ш. задала вопрос «за гранью»:
– Вы хотите сказать, что территория Обнинска вообще не убирается уже год???
– Увы…
Чуть позже поиски информации в городском Собрании и обсуждение в тамошнем комитете по ЖКХ позволили выяснить, что деньги на уборку города в бюджеты 2008 и 2009 не были заложены! И в бюджет-2010 тоже никто закладывать их не собирается. Может быть, убирать должно МПКХ, а, может, и нет…
Вопросы о том, кто будет убирать и платить за уборку и благоустройство оттяпываемых у МКД территорий, заданные в июне начальникам Управлений Администрации города по имущественным отношениям А.П. Козлову и по городскому хозяйству Г.Е. Ананьеву, дали разные результаты. Козлов бодро заявил, что уборка будет производиться за счет земельного налога (правда, не сумев ответить, что будет происходить в течение года до первых поступлений налога), а Ананьев потряс документами БТИ и заявил, что ничего не знает об урезании территорий, поэтому никаких изменений не ждет.
Тем временем, Кадастровая палата (несмотря на обращения Б. и Ш. с просьбой приостановить регистрацию участков до выяснения) все участки зарегистрировала. Хотя и обратила внимание Администрации Обнинска на пороки схемы межевания: значительное уменьшение площадей участков по сравнению с документами БТИ, а также массовое отсутствие общих границ смежных участков. Но Администрация проигнорировала слабые намеки…
Оформленные документы Администрация города заперла в крепких сейфах и не выдает их управляющим организациям, которые уже высказались на страницах местных газет, что с удовольствием будут убирать уже муниципальную территорию, если бюджет им за это заплатит. А собственники – жители домов пока не знают, что скоро сильно сэкономят на уборке урезанной территории.
НЕМНОГО ЦИФР
За период с апреля по август 2009 года граждане Б. и Ш. направили в различные инстанции 20 обращений и заявлений и получили 3 ответа по существу и 16 отписок, инициировали 4 публикации в местной прессе.
ОТ АВТОРА
Очень противно, когда особы при власти считают людей быдлом.
Очень опасно, когда горожане определяют суть местной власти словами «временщики», «правовой беспредел», «полная некомпетентность», а публичные слушания превращаются в «пятиминутки ненависти».
Обидно думать, что это просто пример ХУДШЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ в отдельно взятом (но, к несчастью, именно твоем) городе.
Хочется собраться с силами и прекратить это безобразие, поставить на место зарвавшихся чиновников, которые получают космические зарплаты за счет налогоплательщиков, но позволяют себе отказывать гражданам в соблюдении даже федерального законодательства на территории их города.
Мы сделали всё, что смогли на нашем локальном фронте борьбы с коррупцией. И?
Неужели всероссийская антикоррупционная кампания – это, по-научному, очередной симулякр, а по-народному – очередная лапша на уши?
Результат теста увидим скоро.
Людмила ШАПИРО, г. Обнинск
P.S. Да, к осени надо успеть судебные иски подготовить… Без реакции судебной системы тест не будет законченным.
P.P.S. Когда материал был уже подготовлен к печати, Б. и Ш. получили «правовой анализ», обещанный Руководителем Администрации губернатора Калужской области В.Х. Квасовым (и подписанный им). Из текста следует, что юристы Администрации губернатора согласны с тем, что поправки в Правила землепользования, принятые Обнинским городским Собранием, «не соответствуют» действующему законодательству. При этом, господин Квасов сообщает, что «толкование нормативного правового акта осуществляет орган, его принявший, либо суд».
Мда-а… Оно, конечно, так…
ВЫВОДЫ
Изложенная реальная история позволяет оценить качество работы органов местного самоуправления наукограда Обнинска («на двойку») в следующих составляющих:
1. качество нормативно-правовых актов с точки зрения соответствия действующему законодательству;
2. качество нормативно-правовых актов с точки зрения их антикоррупционности;
3. обеспечение информирования граждан о деятельности органов самоуправления;
4. возможность реализации избирателями форм непосредственной демократии в муниципальном образовании путем направления обращений в органы МСУ, участия в публичных слушаниях, осуществления общественной экспертизы муниципальных правовых актов и пр.
И дополнительно – эффективность государственной машины:
1. способность вертикали власти устранять сбои, возникающие в работе системы управления в государстве (органов государственной власти и органов МСУ);
2. желание и способность органов прокуратуры участвовать в противодействии коррупции.
- & -
Эта захватывающая история будет внесена в анналы Худшей Муниципальной Практики путем ее вывешивания в Интернете на странице газеты «Местное самоуправление» с приложением основных обращений граждан Б. и Ш., документов, подтверждающих позицию граждан и наиболее интересных ответов.
С пожеланиями изучать только чужой опыт ХМП, чтобы случайно не «присоединиться» к ней.
Худшая муниципальная практика»
Кейс № 1 «Оазис коррупции…»
Документы к кейсу: Все (архив zip, 2.2 Мб) http://kaliningrad.svoe.su/r.php?http:/ … 908/18.htm
-заявление в прокуратуру г.Обнинска с просьбой предотвратить принятие не соответствующего законодательству и коррупциогенного акта - изменений в Правила землепользования и застройки г.Обнинска
-ответ прокуратуры г.Обнинска о направлении информационных писем председателю городского Собрания и главе Администрации города в целях недопущения внесения изменений, противоречащих законодательству
-второе заявление в прокуратуру г.Обнинска с просьбой предотвратить принятие не соответствующего законодательству и коррупциогенного акта - по второй редакции изменений в Правила землепользования и застройки
-заявление Губернатору Калужской области, в областную и городскую прокуратуры с просьбой провести антикоррупционную экспертизу и опротестовать изменения в Правила землепользования и застройки
-ответ прокуратуры г.Обнинска о пересылке заявления председателю городского Собрания
-ответ руководителя администрации Губернатора Калужской области Квасова В.Х.
-заявление в Генеральную прокуратуру (копии в областную и городскую прокуратуры) с просьбой опротестовать постановление Администрации г.Обнинска об участках под домами и осуществить прокурорскую проверку
-письмо главе Администрации г.Обнинска Шубину Н.Е. о нарушении оферты
-ответ за подписью заместителя главы Администрации г.Обнинска Лежнина В.В.
-второй ответ руководителя администрации Губернатора Калужской области Квасова В.Х.
-письмо в Обнинское городское Собрание депутатам по избирательному округу № 4 по вопросу уборки и содержания высвобожденных (ранее - придомовых) территорий, а также их благоустройстве
-ответ заместителя Министра регионального развития Круглика С.И. депутату Государственной Думы Хованской Г.П. о формировании земельных участков под жилыми многоквартирными домами
-письмо Минрегиона РФ от 14.10.2008 № 26084-СК/14 об осуществлении функций государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме